Сквозная тема драматургии Островского — патриархальный быт и его крах, а также изменение личности в связи с этим. Островский обличает и поэтизирует традиционный уклад и в трагедии «Гроза», созданной в 1859. Перед вами – краткое содержание пьесы ГРОЗА по действиям.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
- Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное лицо в городе.
- Борис Григорьевич – племянник его, молодой человек, порядочно образованный.
- Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – богатая купчиха, вдова.
- Тихон Иванович Кабанов – её сын.
- Катерина – жена его.
- Варвара – сестра Тихона.
- Кулигин – мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.
- Ваня Кудряш – молодой человек, конторщик Дикова.
- Шапкин – мещанин.
- Феклуша – странница.
- Глаша – девка в доме Кабановой.
- Барыня с двумя лакеями – старуха семидесяти лет, полусумасшедшая.
Гроза – краткое содержание.
- Действие 1 – краткое содержание.
- Действие 2 – краткое содержание.
- Действие 3 – краткое содержание.
- Действие 4 – краткое содержание.
- Действие 5 – краткое содержание.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.
Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом. Общественный сад на высоком берегу, за Волгой сельский вид. Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются.
Кулигин поет «Среди долины ровный, на гладкой высоте...». Перестает петь и восхищается красотами Волги. Разговаривает с Кудряшом. Неподалеку Дикой ругает племянника, размахивая руками. Оба характеризуют его отрицательно: ругатель, ни за что человека оборвет, достался ему в жертвы Борис Григорьевич. Тут же говорят про Кабаниху — что она делает подобные вещи под видом благочестия, а Дикой как с цепи сорвался, и унять его некому. Кудряш высказывает мысль, что Дикого надо проучить: поговорить в переулке с глазу на глаз, чтоб шелковый сделался. «Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать», — замечает Шапкин.
«Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею… он слово, а я десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану», —
отвечает Кудряш. Кулигин замечает, что лучше уж стерпеть. Дикой и Борис проходят мимо, Кулигин снимает шапку. Шапкин говорит Кудряшу: «Отойдем к сторонке: еще привяжется, пожалуй». Отходят. Те проходят мимо. Дикой называет племянника дармоедом, в этот выходной он все время попадается ему под ноги. Дикой уходит, Борис остается на месте. Кулигин спрашивает, почему Борис живет у дяди и терпит его брань.
Борис рассказывает: бабушка его невзлюбила отца за то, что он женился на благородной, поэтому они жили в Москве. Потом бабушка умерла и оставила завещание, чтобы дядя выплатил племянникам их часть только с условием, если они будут к нему почтительны. Кулигин замечает, что с таким условием наследства не видать никогда. Борис согласен, но ему жаль больную сестру, оставшуюся в Москве. Он выполняет любую работу у дяди, а сколько ему заплатят — не знает. Дикой ко всем придирается, а когда его обидит такой человек, которому он не смеет ответить, срывает зло на домашних.
Проходят несколько человек с вечерней службы. Кудряш и Шапкин кланяются и уходят. Борис жалуется Кулигину, что никак не привыкнет к местным обычаям. Кулигин отвечает, что никогда и не привыкнет, нравы в городе жестокие, бедность и грубость.
Входят Феклуша и другая женщина. Феклуша рассказывает женщине про щедрость купцов, особенно Кабановой. Борис спрашивает у Кулигина про Кабанову и слышит в ответ: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». После паузы Кулигин говорит Борису, что хочет изобрести вечный двигатель, продать англичанам, а деньги использовать для того, чтобы дать мещанству работу.
Борис, оставшись один, размышляет о своем собеседнике и думает о женщине, в которую влюбился. Тут же он видит ее. Идет семья Кабановых: Кабаниха, Тихон, Катерина и Варвара.
Кабаниха строжит сына, он весь в ее воле, со всем соглашается. Его сестра Варвара про себя ворчит на маменьку. Кабанова говорит, что родительская строгость — от любви, а дети да снохи не понимают. Пеняет сыну, что жена ему милее матери, отводит его от Кабанихи. Катерина говорит ей, что почитает ее как родную мать, на что свекровь отвечает, что, если ее не спрашивают, выскакивать не надо. Катерина обижается, а Кабаниха все распекает сына. Он тоже огорчается. На это мать заявляет, что такого мужа не будет бояться жена, а если так, то и свекровь она не будет бояться. С женой нужно не лаской, а окриком — учит она Тихона. Иначе жена и любовника заведет. А Тихон еще и сестре не должен подавать отрицательный пример, она девица. Назвав сына дураком, Кабаниха уходит домой, молодежь гуляет еще немного. Тихон начинает выговаривать жене, что из-за нее ему попало от маменьки. Сначала Кабаниха приставала к нему с женитьбой, а теперь проходу не дает из-за жены. Варвара заступается за Катерину, говорит, что Тихон и мать на нее только нападают, а сам брат только и думает о том, чтобы с Диким выпить. Тихон признается, что сестра угадала. Варвара отпускает его к купцу, Катерина и Варвара остаются вдвоем. Катерина спрашивает у Варвары, жалеет ли она ее, любит ли. Услышав утвердительный ответ, откровенничает с ней:
«Знаешь, мне что в голову пришло?.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»
Катерина вспоминает свою жизнь до замужества: жила без забот, маменька ее наряжала, полон дом был богомолок, ходили в церковь, слушали жития, стихи пели. Варвара говорит ей, что у них то же самое. Но Катерина возражает: в доме Кабанихи она чувствует себя подневольной, даже сны ей снятся редко, и не те, а раньше снилось, что летала. Катерина думает, что скоро умрет, потому что чувствует что-то необыкновенное, как будто снова жить начинает; чего-то боится, как будто стоит над пропастью и ее туда толкают, а удержаться не за что. Варвара беспокоится, здорова ли Катерина, на что ей Катерина отвечает, что лучше бы была больна. Мечтается ей о жарких разговорах, о чужих объятьях, любит она другого. Варвара не осуждает ее. Наоборот, обещает завтра, как только Тихон уедет, помочь Кате встретиться с мужчиной.
Входят барыня с палкой и два лакея в треугольных шляпах сзади. Барыня говорит девушкам, что красота ведет в омут и все будут кипеть в смоле. Уходит. Катерина пугается. Варвара говорит, что все вздор, барыня сама грешила, теперь всех пугает. Но Катерина не успокаивается, а еще больше паникует от приближения грозы. Она боится, что ее убьет и она предстанет перед Богом после такого разговора со всеми лукавыми мыслями, торопится домой— молиться. Подходит Кабанов, его торопят идти домой.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
В доме Кабановых Глаша собирает вещи Тихона в узлы Входит Феклуша. В разговоре со служанкой пугает ее наказанием за грехи, говорит, что только здесь закон праведный, а другие — не праведные, пугает землей, где все люди с песьими головами, потому что наказаны за неверность. Наговорившись, Феклуша уходит.
Входят Катерина и Варвара. Варвара велит отнести вещи в кибитку, оставшись наедине с Катериной, разговаривает с ней. Катерина рассказывает, какой она была в детстве:
«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!»
Варвара говорит ей, что она не любит Тихона, Катерине его жалко, но жалость — не любовь. Варвара догадывается, в кого она влюблена, потому что не раз видела, как меняется в лице Катерина, увидев Бориса Григорьича. Варвара передает от него поклон и учит: не выдай себя, учись врать, дом на этом и стоит. Катерина отвечает, что думать о нем не хотела, будет мужа любить, а Варвара ее смущает, и напоминает про Бориса. Ночью Катерину «смущал враг», даже из дома хотела уйти. Варвара считает, что можно делать все, что хочешь, только втайне, Катерина не видит в этом ничего хорошею и решает терпеть, пока терпится. А если терпеть не сможет, уйдет. «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена», — говорит ей Варвара.
«Коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» —
отвечает Катерина. Немного помолчав, Варвара предлагает, как уедет Тихон, спать в саду, в беседке. На нерешительность Катерины она говорит, что и ей так нужно.
Тихона тем временем опять наставляет маменька. Даже вне дома он связан по рукам и ногам, только и думает, как поскорее вырваться из-под материнской опеки и запить. Перед отъездом Кабанова велит сыну приказать жене, чтобы она слушалась свекровь, не грубила, почитала ее, как родную мать, не сидела, как барыня, сложа руки, в окна глаз не пялила и на молодых парней не заглядывалась. Кабанов, сконфузившись, все повторяет. Катерина строго глядит на него. Кабанова с дочерью уходят. Катерина стоит как будто в оцепенении. Тихон заговаривает с пей, просит прощения. Покачав головой, Катерина говорит, что свекровь ее обидела, кидается на шею мужу и просит его не уезжать. Кабанов, не может ослушаться маменьки, да и сам он хочет вырваться из дома побыстрее, даже от жены:
«Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»
Катерина ищет в муже поддержку, средства спастись от искушения, а он говорит, что ей нечего переживать, если она остается с маменькой. Жена просит Тихона взять с нее страшную клятву верности, но Тихон ее не понимает.
Входят Кабанова, Варвара и Глаша. Тихону нора ехать. Он прощается с Кабанихой — она велит кланяться ей в ноги. Прощается с Катериной, она кидается Тихону на шею. Кабаниха велит соблюдать порядок и кланяться в ноги главе семьи. Кабанов целуется с Варварой и Глашей, уходит, за ним Катерина, Варвара и Глаша.
Кабанова, оставшись одна, размышляет вслух о глупой молодежи, не знающей порядка, и о старине, на которой свет держится. К ней входят Катерина и Варвара. Свекровь продолжает учить Катерину:
«Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего».
Варвара уходит со двора, Кабаниха идет молиться, Катерина задумывается. Она хотела бы иметь детей, жалеет, что не умерла маленькой, думает, как бы скоротать время до приезда мужа. Решает по обещанию сшить белье и раздать бедным. Тут опять появляется Варвара, собирается гулять. Она сообщает Катерине, что маменька позволила спать в саду, а там за малиной есть калитка на замке, ключ от нее Варвара подменила, и теперь Катерине можно встретиться с Борисом. Варвара отдает ключ Катерине, та растеряна, хочет бросить ключ, а потом рассуждает, что поглядеть на Бориса и поговорить с ним — не грех, может, такого случая больше не будет. Решает не обманывать себя — признается, что ей очень хочется увидеть Бориса.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Кабанова и Феклуша сидят на скамейке перед воротами у дома Кабановых. Разговаривают. Феклуша прославляет «добродетель» хозяйки, сетуя на людскую суету и гульбища. Осуждает появление поезда, для нее это огненный змий, который кажется суетным людям машиной, только праведные видят его в истинном обличье. Время, по утверждению Феклуши, становится короче за грехи людские. Кабанова говорит, что будет еще хуже. Подходит Дикой. Начинает спорить с Кабанихой, та его осаживает, не желая спорить, собирается идти домой. Тогда Дикой просит ее остаться и поговорить, чтобы успокоиться, его рассердили с самого утра. Пристают те, кому он задолжал, а он от этого заводится, все домашние в страхе. Кабаниха приглашает его к себе на ужин, уходят.
Глаша остается у ворот и замечает Бориса. Он подходит и спрашивает про дядю. Глаша отвечает и уходит, а Борис страдает, что нельзя незваным войти в дом и взглянуть на Катерину: «Что вышла замуж, что схоронили — все равно». Навстречу Борису идет Кулигин, зовет на бульвар. Кулигин рассуждает — пустует бульвар, бедным гулять некогда, а богатые по домам сидят, семьи тиранят:
«Все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ты, говорит, смотри в людях меня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то!.. Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет».
Видят Кудряша и Варвару, они идут и целуются. Затем Кудряш уходит, а Варвара идет к своим воротам и зовет Бориса. Он подходит.
Кулигин уходит на бульвар. Варвара приглашает Бориса к оврагу за садом Кабанихи. Он идет вслед за Кулигиным.
Ночью к оврагу, покрытому кустами, подходит Кудряш с гитарой, садится на камень и поет. Приходит Борис. Кудряш ждет Варвару и не понимает, что нужно здесь Борису. Тот признается, что полюбил замужнюю. Кудряш предостерегает: за это его зазнобу, если узнают, в гроб вколотят.
«Смотрите — себе хлопот не наделайте, да и ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта».
Выходит из калитки Варвара, поет, Кудряш отвечает ей песней. Варвара сходит по тропинке и, закрыв лицо платком, подходит к Борису, велит ему подождать.
Парочка обнимается и уходит на Волгу. Борис словно во сне, сердце бьется, он ждет Катерину: она тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком.
Борис говорит ей о любви и хочет взять за руку. Катерина пугается и просит не трогать ее, прогоняет его прочь. Катерина говорит Борису, что он загубил ее, только его воле она подчиняется, сама над собой уже не властна, кидается к нему на шею. Влюбленные обнимаются. Теперь Катерине хочется только умереть, Борис успокаивает ее, она же думает о расплате за грех, о людском суде. Наконец решает: будь что будет, погуляем, пока муж не приехал, а если потом запрут, так все равно найдется возможность повидаться,
Возвращаются Кудряш и Варвара, отправляют их погулять, сами садятся на камень. Кудряш опасается, не хватится ли их Кабаниха. Варвара говорит, что если и проснется, то не сможет в сад пройти, заперто. А Глаша караулит, чуть что — голос подаст. Кудряш тихо играет на гитаре. Пора домой, первый час ночи. Кудряш свистит Борису. Прощаются, договариваются встретиться завтра.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
На берегу Волги — узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки. Несколько гуляющих мужчин и женщин проходят за арками, разговаривают о том, что собирается гроза, прячутся под сводами. Осматривают разрисованные стены: изображена геена огненная, куда едут люди «всякого звания и всякого чина», Литовская битва. Входят Дикой и за ним Кулигин, все кланяются и принимают почтительное положение. Кулигин уговаривает Савела Прокофьича пожертвовать десять рублей для пользы общества; он хочет поставить на бульваре солнечные часы. Дикой недоволен, сердит, отмахивается от собеседника, называет его разбойником. Когда Кулигин предлагает спасаться от грозы громоотводом, Дикой говорит, что гроза посылается в наказание и громоотводом от нее не оборонишься. Дождь проходит. Дикой и все остальные уходят. Через некоторое время под своды быстро входит Варвара и, притаившись, кого-то высматривает. Проходит Борис, она манит его рукой. Девушка сообщает, что Тихон приехал раньше времени и Катерина все время плачет и не поднимает на него глаз. Кабаниха-косится па нее, а ей от этого еще хуже, Варвара подозревает, что Катерина расскажет все мужу. Борис пугается. Вдали гремит гром.
Кабанова, Кабанов, Катерина и Кулигин идут по бульвару. Услышав гром, Катерина пугается, вбегает под своды и хватает Варвару за руку. Кабанова замечает, что «надо жить-то так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было». Тихон защищает жену: грехов у нее не больше, чем у всех, а грома она от природы боится. Кабанова говорит, что он не может знать все грехи жены, Тихон отшучивается, а Катерина уже готова признаться, но Варвара обрывает разговор.
Борис выходит из толпы и раскланивается с Кабановым, Катерина вскрикивает. Тихон успокаивает ее. Варвара делает Борису знак, тот отходит к самому выходу. Кулигин выходит на середину, обращается к толпе. И гроза, и северное сияние, и кометы, по его мнению, — благодать, а не угроза:
«Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь. Пойдемте, сударь!» —
обращается он к Борису. «Пойдемте! Здесь страшнее!» — отвечает Борис. Уходят.
Кабаниха недовольно ворчит на Кулигина, Люди смотрят на небо и говорят о его необыкновенном цвете, делают вывод, что гроза убьет кого-то. Катерина говорит мужу, что гроза убьет ее. Входит барыня с лакеями. Катерина с криком прячется. Барыня смеется над ней:
«Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! — видишь, какая красавица… Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте- то своей. Много, много народу в грех введешь… А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей!»
Катерина в ужасе прячется, Варвара советует ей встать в уголок и помолиться, Катерина отходит, встает на колени, видит на стене изображение геены огненной и вскрикивает. Кабанов, Кабанова и Варвара окружают ее. Катерина в страхе признается во всем и падает без чувств на руки мужа.
Кулигин в сумерках сидит на лавочке и поет. По бульвару идет Тихон. Подходит к Кулигину и начинает жаловаться: «Несчастный я теперь, братец, человек! Так ни за что я погибаю, ни за грош!» Тихон считает маменьку причиной всего, что произошло. Жену он любит, побил немного по приказу матери, но жаль на нее смотреть. Кабаниха говорит, что Катерину «надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась!», ест ее поедом. Тихон, если бы не маменька, жену простил бы. Глядя на Катерину, убивается, видит, что Борису ее тоже жалко. Самого Бориса дядя отправляет на три года в Сибирь. Семейство Кабановых «расшиблось врозь»: Варвара сбежала с Кудряшом, как только маменька стала ее запирать на замок. Дом Тихону опостылел.
Входит Глаша, говорит, что Катерина сбежала и ее не могут найти. Кабанов боится, что она наложит на себя руки от тоски. Все уходят ее искать.
Катерина идет по бульвару. Она ищет Бориса, чтобы проститься с ним, но его нигде нет. Жалеет, что ввела его в беду, жалуется на тяжелые ночи и нелегкие дни, хочет, чтобы ее казнили, бросили в Волгу. Зовет Бориса, он идет на голос. Обнимаются, плачут вместе. Катерина просит, чтобы он взял ее с собой, но Борис не может, лошади уже готовы и дядя отправляет его. Катерина жалуется на мучительницу-свекровь, на попреки. Ласка Тихона для нее хуже побоев. Катерина просит Бориса по дороге подавать нищим и приказывать им молиться за ее грешную душу. Прощаются. Борис, заподозрив неладное, спрашивает, не задумала ли она чего.
Катерина успокаивает его, отправляет домой. Борис, уходя, рыдает: «Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!»
Катерина провожает его глазами и размышляет, куда ей идти: «Мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше…» Думает о смерти, как об избавлении от надоевшей жизни в противном доме, в противной семье. Подходит к берегу и громко прощается с Борисом.
Кабанова, Кабанов, Кулигин ищут Катерину, подходят к месту, где ее видели люди. С разных сторон собирается народ с фонарями. С берега кричат, что в воду бросилась женщина. Кулигин и за ним несколько человек убегают. Кабанов хочет бежать, но мать удерживает его за руку. Тихон просит отпустить его: «Я ее вытащу, а то так и сам… Что мне без нее!» Кабанова не пускает его, грозя проклятием, разрешает только подойти к телу, когда вытащат.
Кулигин вытаскивает тело. Тихон еще надеется, что она жива, но Катерина, ударившись виском о якорь, умерла. Кабанов бежит, навстречу ему Кулигин с народом несут Катерину.
«Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» —
говорит Кулигин Кабановым, кладет тело на землю и убегает. Кабанов бросается к Катерине, плачет по ней: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы..» Кабанова говорит ему: «Что ты? Аль себя не помнишь? Забыл, с кем говоришь?.. Ну, я с тобой дома поговорю». Низко кланяется народу, благодарит за услугу. Ей кланяются.
«Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» — говорит Тихон и падает на труп жены.
Надеюсь, каткое содержание пьесы «Гроза» помогло вам подготовится к уроку русской литературы.