Перед вами сочинение по русскому языку и литературе на тему «Осуждение равнодушия, бездуховности и мещанства в рассказах Чехова 90-х годов». В сочинении вы найдете анализ следующих рассказов Чехова:
- Палата №6
- Человек в футляре
- Ионыч
Текст сочинения
Писатель Чехов всегда хотел видеть людей простыми, красивыми, гармоничными. Он был непримиримым врагом умственной лени, пошлости, мещанства, нетерпимо относился к уродствам социальной жизни. Изображая своих героев в разных жизненных ситуациях. Чехов решительно отвергает равнодушное, пассивное отношение к несчастью других, он показывает гибельное влияние пустой, бездуховной жизни на человека, осуждает покорность и страх.
В 1892 году, под влиянием своей поездки на Сахалин, Чехов пишет рассказ «Палата №6». Перед нами больница для душевнобольных. Уже ее внешний вид производит тягостное впечатление, и оно усиливается, когда мы знакомимся с обитателями палаты № 6 и сторожем Никитой, человеком тупым и беспощадным. Больные похожи на арестантов, а больница — на тюрьму, где все перепуталось и трудно отличить нормального от сумасшедшего. Единственным человеком, способным здраво мыслить, оказывается душевнобольной Громов. Жизнь среди нормальных людей свела его с ума, он заболел манией преследования, ему стало казаться, что его посадят в тюрьму. И Громов действительно попадает в тюрьму — палату № 6, где больных не лечат, а истязают, где жизнь страшна. Громов невыносимо страдает, но продолжает возмущаться, протестовать и не теряет веры:
«..воссияет заря новой жизни, восторжествует правда, и на нашей улице будет праздник! Я не дождусь, издохну, но зато чьи- нибудь правнуки дождутся».
Иначе смотрит на жизнь доктор Рагин. Он ищет успокоения только в самом себе и не вмешивается в дела возглавляемой им больницы, не пытается улучшить положение больных.
«Все вздор и суета… — успокаивает он себя, — в своей нечестности виноват не я, а время… Родись я двумястами лет позже, я был бы другим.»
И только когда сам Рагин попадает в палату № 6, и беспощадный сторож Никита избивает его, он прозревает. Чехов осуждает пассивный взгляд на жизнь, удобный для тех, кто сам не страдает и во всем винит обстоятельства.
В рассказе «Человек в футляре» (1889 г.) изображен учитель Беликов. Он боится жизни, стремится спрятать в футляр свои вещи, самого себя, свою мысль. Его болезненный страх мешает не только ему, но и отравляет весь город, становится общественной силой. Он всего-навсего повторяет: «Как бы чего не вышло«, вздыхает, поет, ходит по учительским квартирам, наводя страх и уныние на окружающих. Под его влиянием замирает все живое, доброе, честное. Беликов умер от страха перед жизнью, но и его смерть не смогла избавить город от беликовщины. Только учитель Коваленко выступает против этой «футлярной» жизни:
«Не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке.»
В этих строках слышаться сатирические интонации Салтыкова-Щедрина.
Имя Беликова стало нарицательным, как имена Хлестакова, Чичикова, Иудушки Головлева. Говоря о «человеке в футляре» сегодня, мы подразумеваем рабскую психологию, страх перед независимым суждением, который подавляет все человеческое и рождает подхалимство и подлость.
События рассказа «Ионыч» (1898 г.) происходят в губернском городе С. «Самая образованная и талантливая» семья в городе оказывается, в сущности, самой заурядной, бездарной и никчемной. Знакомясь с жителями города С., мы невольно вспоминаем город, в котором жил Беликов. В эту жизнь окунается молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Он полон сил, энергии, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Его интересуют литература, искусство, он чувствует себя одиноким среди обывателей. Но очень скоро этот человек сам становится обывателем. Его губит сила, очень страшная своей обыденностью, — стремление к сытости и покою, подавляющее все надежды, порывы и замыслы. Старцев сам понимает, в какое болото он погружается, но не пытается бороться или бежать. В конце Старцеву уже не жаль ни молодости, ни несбывшихся надежд. Он с удовольствием вспоминает про бумажки, которые по вечерам вынимает из карманов и с благоговением перебирает их, любуясь. Старцев всю жизнь работал. Но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной. И мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность.
Чехов как будто обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать идеалы и любовь, беречь в себе человека.
Надеюсь, сочинение ОСУЖДЕНИЕ РАВНОДУШИЯ, БЕЗДУХОВНОСТИ И МЕЩАНСТВА В РАССКАЗАХ ЧЕХОВА 90-Х ГОДОВ помогло вам лучше понять рассказы Чехова.