Сочинение-рассуждение из задания 15.1 ОГЭ подразумевает собой написание сочинения-рассуждения небольшого объема (но не менее 70 слов), в котором Вашей задачей является раскрыть смысл высказывания, приведя аргументы из предложенного текста. В роли текста часто выступает цитата или комментарий на какой-либо лингвистический или околоязыковой феномен.
К примеру, в последние годы задания ОГЭ 15.1 были следующими:
Задание для сочинения-рассуждения 15.1 ОГЭ 2017
Предложенный текст:
Как же написать сочинение-рассуждение ОГЭ 15.1 по такому тексту?
Во-первых, подумайте, внимательно прочтите текст. Какие строки взволновали вас больше остальных? Видимо, именно эти строки Вам и нужно будет проанализировать.
Вспомните, какие аспекты языка существуют, и что Вы можете подвергнуть анализу. Конечно, главное – это слово, но, быть может, средствами выразительности также являются звуки? Знаки препинания? Особые способы построения предложения?
Помните, характерная черта сочинения-рассуждения ОГЭ 15.1 в том, что здесь не может быть ошибочной точки зрения, если, конечно, Вы придерживаетесь тематики и отвечаете на поставленный вопрос. Вся соль в хорошо построенной доказательной базе: если Вы можете аргументировать свою точку зрения – значит она правильная.
Структура сочинения 15.1.
Естественно, Вы не должны забывать, что Ваша задача, построить сочинение в виде рассуждения. Поэтому Вы должны придерживаться четкой структуры. Обычно, для сочинения 15.1 рекомендуют структуру из четырех абзацев. Здесь мы приведем саму структуру, а также пример ответа по предложенному выше заданию.
1 АБЗАЦ
Введение / тезис – здесь нужно отразить основную идею Вашего сочинения, для чего необходимо отразить предложенную в задании позицию автора цитаты. Также необходимо отразить, как Вы понимаете смысл этой цитаты.
Шаблоны для начала сочинения:
… сказал: “…”. С этим нельзя не согласиться, ведь… / Эту фразу я понимаю так.
Пример начала по предложенному заданию.
Классик русской литературы К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя передать русским словом». С этим нельзя не согласиться, ведь, как известно, лексическое богатство русской речи не только отражено в многочисленных словарях, но и в русской литературе, равной которой, вероятно, в мире нет. Прекрасное подтверждений этому высказыванию К.Г. Паустовского есть и в отрывке из рассказа Б. Васильева. Достаточно будет двух примеров, чтобы доказать оправданность данного высказывания.
2 АБЗАЦ
1-й аргумент+пример. Во втором абзаце необходимо привести первый аргумент в поддержку своей точки зрения, а также первый пример из текста с личным комментарием.
3 АБЗАЦ
2-й аргумент+пример. Во третьем абзаце необходимо привести второй аргумент в поддержку своей точки зрения, а также второй пример из текста с личным комментарием.
4 АБЗАЦ.
Вывод по написанному. ОБЯЗАТЕЛЬНО перечитайте еще раз цитату и ваш вывод. Насколько они соотносятся друг с другом. Проверьте себя, не отошли ли вы от темы. Это очень важно, так как если ваш вывод не является выводом по предложенной теме, вы не получите высоких баллов.
Кстати, о баллах, сколько баллов можно получить за сочинение 15.1 и как они начисляются?
Критерии оценивания сочинения-рассуждения 15.1.
В сочинении-рассуждении ОГЭ 15.1 необходимо раскрыть смысл высказывания, приведя аргументы из предложенного текста. Максимальное количество баллов за задание ОГЭ 15.1 – 9 баллов.
№ | Что нужно сделать? | Количество баллов (max) |
1 | Обосновать ответ, используя фактический материал без ошибок в понимании смысла тезиса / высказывания. | 2 |
2 | Привести как минимум 2 аргумента, указав их роль в тексте | 3 |
3 | Составить сочинение-рассуждение связным, последовательным и осмысленным | 2 |
4 | Выдержать композицию сочинения-рассуждения | 2 |