несостоятельность теории раскольникова

Сочинение на тему «Несостоятельность теории Раскольникова» для 10 класса

Перед вами сочинение-рассуждение на тему «Несостоятельность теории Раскольникова» по роману Федора Михайловича Достоевского для 10 класса.

Похожее сочинение на тему «Опровержение теории Раскольникова в романе Достоевского ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» можно найти по ссылке.

Надеюсь, эти сочинения помогут вам написать собственное в рамках подготовке к урокам русского языка и литературы.

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕОРИИ РАСКОЛЬНИКОВА – сочинение.

Разве я старуху убил?

Я себя убил, а не старуху!

К числу величайших творений Достоевского относится роман «Преступление и наказание». Главный герой романа — бывший студент Родион Раскольников — человек острой мысли, огромной внутренней прямоты и честности. Он не терпит никакой лжи и фальши, а собственная нищета открыла его ум и сердце страданиям миллионов. Не желая мириться с нравственными устоями тоге мира, где богатый и сильный безотказно господствует над слабым и угнетенным и где тысячи жизней гибнут, задавленные нищетой. Раскольников убивает жадную, наживающуюся на чужом горе старуху-процентщицу. Ему кажется, что этим убийством он бросает вызов всякому несправедливому миру. Но мало того, что одно убийство влечет за собой другое, убийство ростовщицы обнаруживает, что в самом Раскольникове скрывалось глубоко запрятанная, самолюбивая, гордая мечта о господстве над «тварью дрожащей» и над человеческом «муравейником«. Очевидно, власть нужна Раскольникову для того, чтобы спасти Полечку, Соню, Катерину Ивановну, спасти страдающее человечество, даже ценой собственного несчастья «страдание взять на себя!«.

Это немногословный человек действует в одиночку. Сам вырабатывает план, сам собою руководит, сам исполняет, берет на себя всю ответственность. В определенном смысле это эксперимент на самом себе, ведь герой проверяет свою теорию своими действиями. Физически он убивает другого, а духовно — себя. Его преступность видна сразу, а его эксперимент над своей совестью остается скрытым некоторое время. У него искренние, честные намерения, но способы их достижения Раскольников выбрал чудовищные. Сумрачная теория Раскольникова родилась «под тяжелым петербургским небом«, в душной, тесной каморке, в сердце человека замкнутого, болезненно восприимчивого. Это теория, согласно которой «необыкновенный» человек имеет право разрешить своей совести перешагнуть через препятствия в том случае, если исполнение его идеи является полезным и спасительным для всего человечества. Причины, заставившие Раскольникова «переступить через кровь«, раскрываются постепенно, на протяжении всего романа. Кульминацией является сцена, где сам убийца перечисляет, вновь оценивает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления – сцена признания Соне. В этой сцене с особой силой столкнулась теория Раскольникова с правдой Сони, отрицающей право человека на убийство. Раскольников приводит Соне различные объяснения убийства: «хотел Наполеоном сделаться”, помочь матери и сестре; ссылается на безумие, которое довело его до подобных действий; говорит о бунте против всех, об утверждении своей личности: «вошь я, как все, или человек«. Но все доводы разума, прежде казавшиеся ему столь очевидными, отпадают один за другим. Если прежде он верил в свою теорию и не находил никаких возражений против нее, то теперь, перед правдой Сони, она рассыпается в прах. Раскольников начинает чувствовать нелепость своего чудовищного эксперимента.

Соня противопоставляет теории Раскольникова один простой аргумент, но даже сам создатель этой теории соглашается:

— Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.

— Это человек-то вошь!

Да ведь и я знаю, что не вошь, — ответил он, странно смотря на нее.  А, впрочем, я вру, Соня, — прибавил он, — давно уже вру…

Соня призывает Раскольникова всенародно покаяться в своем преступлении и принять наказание. И Раскольников идет и целует землю, которую своим преступлением осквернил.

Достоевский рассказывает о нравственном состоянии Раскольникова после убийства, чтобы показать, ценой каких страданий он расплачивается за него. Страх становится постоянным его спутником, он теряет веру в себя, в свои силы и к самому себе испытывает отвращение. Раскольникову не страшна каторга, настоящим наказанием для него является наказание совестью.

Соня спасает Раскольникова. Но ведь он сам шел навстречу этому спасению, он наказан и спасен собственной непотерянной человечностью, своей любовью.

В эпилоге романа Раскольников убеждается в ложности своего пути, своей теории. Коренная ошибка Раскольникова заключается в том, что причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека, и закон, дающий сильным мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым. Вместо того, чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он хочет следовать им, жить и действовать по этим законам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *