Опровержение теории Раскольникова - сочинение для 10 класса

Сочинение на тему «Опровержение теории Раскольникова в романе Достоевского ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Перед вами сочинение-рассуждение для 10 класса по роману Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» на тему «Опровержение теории Раскольникова».

Опровержение теории Раскольникова – сочинение для 10 класса

Роман «Преступление и наказание» — идеологическое произведение, в основу сюжета которого положена бредовая идея Родиона Раскольникова о праве человека на убийство, «если исполнение его идеи того требует«.

Родион Романович Раскольнико –  главный герой произведения, бывший студент, человек добрый и чуткий к страданиям других людей, оказывается “задавленным нищетой” и, не имеющий возможности помочь близким людям, ищет выход и «заболевает идеей» преобразования мира, общества.

Мир представляется Раскольникову несовершенным, и герой считает себя способным исправить его. Он мечтает защитить всех слабых и обездоленных, восстановить права униженных и бесправных. Все человечество по теории Раскольникова делится на два разряда: »тварь дрожащая” – это толпа, не способная изменить свое положение, и необыкновенные люди, которые призваны повелевать первыми, и усилиями которых движется мир, прогресс. Раскольников считает, что эти люди способны сказать «новое слово» и «взять власть над дрожащим муравейником«. Если потребуется устранить мешающие препятствия для достижения гармонии, то особенный человек может разрешить себе нарушить нравственный закон и «переступить через труп, через кровь«.

Решив помочь матери, сестре и Мармеладовым, а заодно и разобраться к какому разряду людей он относится, Раскольников убивает жадную старуху-процентщицу. Проверяя свою исключительность не на себе, а на других, используя при этом бесчеловечные средства того уклада жизни, против которого он выступал, Раскольников подменяет в своей теории причину следствием. Ведь по его теории, в силу своей необычности человек может позволить себе преступление.

Совершенное убийство ведет сразу к нескольким трагедиям: к невольному убийству бедной Лизаветы, смерти матери, узнавшей после суда, что сын — убийца, и к глубокому душевному кризису самого Раскольникова. «Я не старуху убил, я себя убил!» — в отчаянии говорит он. В этом состоит главное развенчание теории избранности. Герой невыносимо страдает от разлада в своей душе: не желая признать свое заблуждение, он готов скорее согласиться, что принадлежит сам к низшему разряду, чем расстаться с идеей. Для Достоевского самое страшное преступление Родиона состоит не только в том, что он убил, а в том, что герой считает себя вправе распоряжаться судьбами других людей, решать кому жить, а кому умирать. Раскольников посягает на идею божьего промысла, он хочет подменить волю Бога своей. По мнению Достоевского, мир един, в нем существуют вечные нравственные законы, данные Богом, есть единый божественный «план» мироздания. Человек, преступающий эти законы, как будто ножницами отрезает себя от других людей и обречен на нравственные муки, как Раскольников, или на самоубийство, как Свидригайлов.

Аркадий Иванович, зная кто убил старуху, говорит Раскольникову: «Мы с вами одного поля ягоды». Ведь Свидригайлов тоже считает, «что единичное злодейство позволительно, если конечная цель хороша«. Разница между героями состоит в том, что Раскольников способен осознать свое заблуждение, поскольку в глубине души его всегда жили ясные представления о добре и зле, которые лишь померкли от безысходности положения. Свидригайлов же совершил массу преступлений из-за испорченности собственной натуры. Он не верит в милосердие, справедливость и порядочность, не видит разницы между честью и бесчестьем, между добром и злом. Поэтому Свидригаилов не выдерживает сделки с совестью и погибает окончательно. Для Раскольникова же Достоевский оставляет возможность воскресения.

Вся система образов в романе подчинена этой цели. Родион с ужасом видит, как близка его теория к мировоззрению подлеца Лужина. Этот мелкий и отвратительный злодей развивает мысли, «по которым людей резать можно”. Он презирает слабых и считает, что сильному «все дозволено«, в центре мироздания для него стоит собственная персона. Ненавидя Лужина, не принимая его взглядов, Раскольников приближается к опровержению и собственной теории, чувствуя ее схожесть с принципами этого человека.

Самым главным обвинением теории Раскольникова является сопоставление преступления героя с «преступлением» Сони. Отчаявшаяся женщина, испробовавшая все пути и не найдя возможности помочь детям, перешагнула нравственные законы и пошла на унижение. Но преступив через свою честь, Соня возвысила себя, потому что цель ее святая — помощь детям. В отличии от нее Раскольников, совершив свое преступление, не только никому не помог, но и принес горе и страдания себе и любимым людям. Сонечка Мармеладова — это образ кротости, терпения, и самоотвержения. Она живет не теориями, а сердцем, любовью и верой. Именно она сыграла главную роль в опровержении теории Раскольникова, она помогла приять герою всю ошибочность и чудовищную бесчеловечность его идеи. «А жить-то, жить как будешь?… Ну как же без человека-то прожить?” — от этих простых, но глубоких слов рассыпалась безбожная и античеловечная теория Родиона Раскольникова. Всей своей жизнью, смирением, состраданием, а главное любовью Соня приводит к раскаянию, к пониманию истинных ценностей бытия.

Достоевский свято верит в огромную животворящую силу любви. С ее помощью Раскольников, пройдя через очистительные страдания, приходит и к любви, и к вере, и к возрождению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *