вишневый сад - краткое содержание

Сочинение на тему ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»

Пьеса «Вишнёвый сад» — не только одна из самых известных пьес Антона Павловича Чехова, но и одна из известнейших пьес русской литературы в целом.

Предлагаем вам сочинение по пьесе «Вишневый сад». Сочинение рассчитано в первую очередь на учеников 10 класса, но может быть использовано и в других классах старшей школы.

В сочинении внимание уделяется жанровому своеобразию пьесы Чехова. Это сочинение-рассуждение.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ «ВИШНЕВЫЙ САД»

Современникам пьесы Чехова казались необычными. Они резко отличались от привычных драматических форм. В них не было казавшихся необходимыми завязки, кульминации и, строго говоря, драматического действия как такового тоже не было. Сам Чехов писал о своих пьесах:

«Люди только обедают, носят пиджаки, а в это время решаются их судьбы, разбиваются их жизни».

В чеховских пьесах есть подтекст, который приобретает особую художественную значимость. Как же передается читателю, зрителю этот подтекст? Прежде всего, с помощью авторских ремарок. Чехов придавал большое значение авторским ремаркам, которые не только помогают раскрыть духовный мир персонажей, но и подчеркивают главную мысль пьесы.

Весь ряд бывших владельцев сада объединяет бессмысленность и бесполезность их существования. Все они живут «в долг», не принося никакой пользы Отечеству, и не заботясь нисколько о своем поместье. Не умея хозяйничать, умер «от шампанского» муж Раневской. С иронией Чехов рассказывает о Гаеве, еще одном горе-владельце вишневого сада, который «свое состояние проел на леденцы». Да и сама Раневская, помимо сочувствия, вызывает, по меньшей мере, удивление своей непрактичностью и бесхозяйственностью. Имея массу долгов, она ублажает свою страсть к роскоши и раздает непомерно большие чаевые слугам.

Изображая персонажей бывших хозяев поместья, Чехов прибегает к гротеску, передавая их манеры и черты характеров через их слуг. В показной чувственности и «нежности» Дуняши мы видим несерьезность и поверхностность чувств Раневской. «Образованность» Яши и «чудачества» Шарлотты Ивановны иллюстрируют нам всю нелепую и нескладную судьбу Раневской, ее отношение к детям, имению, к своей стране. Очень ярким персонажем-слугой является Фирс, его короткие реплики заставляют нас услышать в словах его хозяев либо пустой фарс, либо легкомысленность. Например, при встрече со своей хозяйкой, не расслышав ее заверений в любви, Фирс говорит: «Позавчера». Эта, казалось бы, неуместная фраза помогает разглядеть в чувствах Раневской какую-то поверхностность и комичность. Заботлив и предупредителен старый слуга по отношению к высоко-возрастному дитяти Гаеву. Этот инфантильный помещик, с его патетическими клятвами отстоять поместье, просто смешон и жалок на фоне замечаний Фирса: «опять, барин, не те брюки надели». Тонкая чеховская ирония к хозяевам сада вызывает «смех сквозь слезы».

Сатирический взгляд Чехова не щадит и других героев пьесы. Даже Лопахин — представитель передового капиталистического племени, частенько попадает в комичные ситуации. Его бьют по голове палкой, которая предназначалась Епиходову, он хочет угостить всех шампанским, но его выпивает Яша. Лопахин и сам над собой иронизирует, говоря, что так и остался «мужик мужиком», хотя и одел на себя «белую жилетку и желтые ботинки«.

Одна и та же черта делает героя и привлекательным, и смешным, и жалким. Это, пожалуй, та черта, которая объединяет их всех, независимо от внешнего положения. Намерения, слова героев — замечательны, результаты расходятся с намерениями, то есть все они до некоторой степени «недотепы». Эту мысль автора проносит в пьесе Петя Трофимов, который считает, что люди Лопахинского типа нужны только как хищники «в смысле обмена веществ».

Умный Петя вызывает симпатию и у зрителя, и у читателя. Но жанр комедии, выбранный Чеховым, не обходит своей сатирой и его. Петя терпит многочисленные насмешки от окружающих, получает прозвища «вечного студента» и «облезлого барина», попадает в разные передряги.

Такое отношение автора Петя Трофимов заслужил своим многословием. которого, как мы знаем, Чехов не терпел. Трофимов красиво и много говорит, но почти ничего не делает. Он чрезмерно эмоционален, споря о своей возвышенности над любовью, над чем иронизирует Чехов в ремарках. Петя то вскрикивает «с ужасом”, то задыхаясь от негодования, не может произнести ни слова, то грозится уйти и никак не может этого сделать. Из всех персонажей комедии только Аня не высмеивается автором. Она всегда добра к людям, озабочена хозяйством и своими мыслями о лучшем будущем. Тем не менее при всей комичности многих эпизодов мы остро чувствуем трагизм судеб многих героев пьесы, в первую очередь Раневской, Шарлотты Ивановны, преданного Фирса.

Вишневый сад, центральный образ пьесы, вырастает до всеобъемлющего символа, выражающего неизбежную гибель уходящей, распадающейся жизни. Все герои пьесы виноваты в этом, хотя все они искренни в своем стремлении к лучшему. Но намерения и результаты расходятся.

Старший слуга, конечно, много трудился в жизни, но он — холоп по убеждению, и другой жизнью прожить не сумел бы. Поэтому Чехов не может сочувствовать своим героям глубоко и серьезно.

Он наполнил пьесу множеством шуток, тяжелым юмором и, главное, оптимистичным концом, верой в «новую жизнь». «Я же комедию написал! Что же вы сделали слезливую драму?» — в этих словах А. П. Чехова слышится справедливое авторское недовольство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *