судьбы родной минувшая судьба

Сочинение на тему «Земли родной минувшая судьба»

Перед Вами сочинение «Земли родной минувшая судьба», написанное по мотивам исторических произведений А.С. Пушкина.  В сочинении упоминаются следующие произведения:

  • Песнь о вещем Олеге
  • Евгений Онегин
  • Стихотворения Бородинская годовщина, Воспоминания в Царском Селе, Стансы
  • Полтава
  • Капитанская дочка
  • Медный всадник и др.

Земли родной минувшая судьба

Для творчества А.С. Пушкина характерно обращение к теме истории России, что подтверждается большим количеством литературных произведений как в прозе, так и поэтических, в которых автор не просто воспроизводит те или иные события, но дает им свою оценку с позиций поэта и гражданина.

Одно из первых таких произведений — «Песнь о вещем Олеге» написанное в 1821 году, в котором дается поэтическая версия автора о кончине великого русского князя, прославившегося своими удачными военными походами и победами над сильными врагами, в частности, над Византией: «Твой щит на вратах Цареграда».

Тема торжества русского оружия, героизм русского народа, победителя и освободителя, ярко и сильно звучит и в произведениях, посвященных Отечественной войне 1812 года. Как прекрасны строки седьмой главы «Евгения Онегина», воспевающие подвиг Москвы:

Напрасно ждал Наполеон

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

В строках стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» перед нами встают прославившиеся в боях «Перунгальских берегов» Румянцев, «вождь полуношного флага» Орлов. Этой же теме посвящено стихотворение «Бородинская годовщина», написанное в 1831 году по поводу взятия предместья Варшавы.

Однако слава Отечества — это не только военные победы, но и процветание народа, справедливое политическое устройство. После тяжело пережитого времени разгрома декабристского восстания 1825 года, в России наступила эпоха реакций. Пушкин вновь обращается к истории, чтобы с ее помощью побудить самодержца к созидательной деятельности. Он создает цикл произведений о Петре I. Кстати, в этом проявились и традиции этики и эстетики декабристов, которые именно с этой целью — на положительном примере показать, как надо управлять государством, — тоже часто обращались в своем творчестве к историческим произведениям.

Пушкин, приводя царю Николаю I пример Петра, взывает в стихотворении «Стансы»: «Будь… памятью, как он незлобен».

Пушкин видел в образе Петра I образцового правителя государства. Он пишет в поэме «Полтава»:

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Похожие мысли встречаются и в «Медном всаднике», где он говорит о славном правлении Петра, называя его «властелином судьбы», поднявшем «Россию на дыбы» и прорубившем «окно в Европу».

Драма «Борис Годунов» — в определенном смысле новаторское произведение, в котором народ показан движущей силой истории. В этом произведении автор, предвосхищая Достоевского, развенчивает теорию, что якобы цель оправдывает средства. Оба — и царь Борис, и Раскольников — совершают преступления, оправдывая себя «благими намерениями», забывая, что именно ими вымощена дорога в ад.

«Капитанская дочка» — наиболее значительное историческое произведение Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделывает автор. «Капитанскую дочку» автор написал, работая над «Историей Пугачевского бунта», — с документальным произведением с массой свидетельств, характеризующих ожесточение противоборствующих сторон. Но «Капитанская дочка» — это романтическое произведение. На разницу этих двух произведений указывала Марина Цветаева в эссе «Мой Пушкин», по-своему оригинально проведя границу между понятием реализма и романтизма. Эту поэтизацию, этот романтический ореол вокруг Пугачева, созданный Пушкиным, Марина Цветаева назвала словом «чара».

Оценивая значение произведений Пушкина для последующего развития русской литературы, надо сказать, что они положили начало традициям русской исторической прозы. Без этих произведений не появились бы ни «Война и мир» Л.Н. Толстого, ни «Петр I» А.Н. Толстого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *