сочинение по лирике пушкина

Сочинение на тему «ПОЭЗИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА».

В сороковые годы девятнадцатого века В. Г. Белинским был написан цикл статей »Сочинения Александра Пушкина», состоящий из одиннадцати статей. Пятая статья посвящена лирике Пушкина.

«Тайна пушкинского стиха была заключена в тайне поэзии. Через поэзию он созерцал природу и действительность под особенным углом зрения, и этот угол был исключительно поэтический» (В.Г. Белинский).

Пушкин пишет о своем призвании в стихотворении «Муза» (1821 г.):

В младенчестве моем она меня любила

И семиструнную цевницу мне вручила…

…Уже наигрывал я слабыми перстами

И гимны важные, внушенные богами,

И песни мирные фригийских Пастухов.

Взгляд Пушкина полон поэзии:

Среди зеленых волн, лобзающих Тавриду,

На утренней заре я видел Нереиду.

«Нереида» (1820 г.)

Упоение, очарование поэта жизнью подчеркивается использованием им античных образов: муз, нереид, образа Афродиты, Дионеи и других. Многим, в особенности ранним, стихотворениям Пушкина присущ дух античности.

Пережив духовный кризис, Пушкин обращается к образам библейской мифологии: вместо поэта — пророк, вместо музы — посланник бога «шестикрылый Серафим». А в стихотворении «Пророк” (1826 г.) Пушкин прослеживает перевоплощение поэта, проникновение его в тайны бытия. Перевоплощаются все чувства и способности пророка:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у напуганной орлицы…

Моих ушей коснулся он, —

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горных ангелов полет,

И дальней лозы прозябанье…

Пророк получает мудрое зрение, чуткий слух, вместо языка — «жало мудрыя змеи”, вместо трепетного сердца — «угль, пылающий огнем”. В завершение преображения пророка, бог вкладывает в него свою «божественную волю”. Проникший в тайны бытия, постигший диалектику жизни, поэт готов к выполнению своей миссии.

Пушкин умел видеть в жизни и мрачные, и светлые стороны:»…печаль минувших дней в моей душе чем старше, тем сильней. Мой путь уныл, сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море”.

Он умел искать и находить источники оптимизма в реальной жизни:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

‘Элегия’ (1830 г.)

Источники поэзии Пушкина, его творческого вдохновения — гражданские идеалы, любовь и дружба, окружающая природа, то есть сама жизнь, во всей ее обыденности и повседневности.

«Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии. Что для прежних поэтов

было низко, то для Пушкина было благородно, что для них было прозой, то для него было поэзией”. (Белинский)

Пушкин предпочитает осень весне и лету. Стихотворение «Осень» (1833 г.) — это гимн осени, которая представлена здесь со своей праздничной стороны. Ее «уныние» превращается в своеобразную красоту:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Пушкин воспел русскую зиму за ее самобытность, отличие от «южных зим». В стихотворении «Зимнее утро» (1829 г.) зима «облита блеском роскошной поэзии»:

Мороз и солнце; день чудесный!..

…Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Пушкин использует в этом стихотворении образы, казалось бы, совсем не поэтических предметов: печь, лежанку, образ «бурой кобылки», в первоначальном варианте бывшей «черкесским конем», но все они у поэта принимают поэтическое звучание, необыкновенно соответствуют русской действительности.

«Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры: на этом основании общий голос нарек его русским национальным, народным поэтом» (Белинский).

Но в своих лирических произведениях поэт не столько изображает окружающий мир, сколько выражает свой внутренний. Основное содержание мелких пьес Пушкина составляют любовь и дружба — чувства, наиболее сильно владевшие поэтом и бывшие непосредственным источником счастья и печали, горя и радости его жизни.

«Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность» (Белинский).

Пушкину одному из первых удалось отразить красоту внутреннего мира земного человека, чувства художника, артиста.

Необыкновенной теплотой и искренностью проникнуты дружеские послания Пушкина, в особенности послания, обращенные к товарищам по лицею. В стихотворении ”19 октября» (1825 г.) Пушкин обращается к Дельвигу:

…И ты пришел, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил.

Пущина, Горчакова и Дельвига Пушкин называет ’’друзьями своей души».

Любовь — неизменный спутник поэзии Пушкина, так, стихотворение «Я помню чудное мгновенье…” (1825 г.) — не только образец любовной лирики, но и своего рода поэтическая биография поэта.

В стихотворении-воспоминании ”Я вас любил…» (1829 г.) воплощена идея жертвенности:

Я вас любил; любовь еще быть может,

В моей душе угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Поэт не хочет огорчать и тревожить предмет своей былой любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве.

«Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением” (Белинский).

Поэтому, считает Белинский, «Читая его творения можно превосходным образом воспитать в себе человека…»

«Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью; она не кладет на лицо жизни белил и румян, но показывает ее в ее естественной, истинной красоте. В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля» (Белинский).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *