Сочинение-рассуждение «ТАЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

 

Свою работу «ТАЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» автор строит как сочинение-рассуждение. Это домашнее сочинение, поэтому оно довольно объемное. В сочинении умело отобран материал для цитации, выбраны наиболее выразительные моменты текста. Надеюсь, это сочинение поможет Вам в написании собственного сочинения-рассуждения по роману ОТЦЫ и ДЕТИ. Памятка о том, как писать сочинение-рассуждение.

Сочинение-рассуждение ТАЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ в романе ОТЦЫ И ДЕТИ.

Иван Сергеевич Тургенев — великий русский писатель, широко известный не только в нашей стране, но и за ее пределами. На Западе порой его писательский талант ценится даже выше признанного гения русской литературы А. С. Пушкина. Признаться честно, этот факт изумил меня и заставил задуматься: за что же Тургенев заслужил такую высокую оценку, за что он удостоился подобной чести. Внимательно читая страницы романа «Отцы и дети», я увидела Тургенева не только талантливым писателем, но и высоко одаренным, тонким психологом, глубоко изучающим, рассматривающим своих героев «под микроскопом». И чтобы помочь нам, читателям, «заглянуть» в этот «микроскоп» и увидеть героев, Тургенев помещает их в конфликтные ситуации в виде споров, диалогов, насыщает произведение небольшими, но важными деталями, штрихами и ремарками.

Самый главный герой, психологии которого уделяет основное внимание Тургенев, а значит, и читатель,— это Евгений Базаров. В начале романа Евгений приезжает погостить в имение своего молодого товарища Аркадия, где знакомится с его отцом: «Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями… крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал». Из этого совсем небольшого описания мы уже можем сделать некоторые выводы о Базарове. Его «красная обнаженная рука» говорит об отсутствии всякого щегольства, простоте, «плебействе». А медлительность, вернее, неохотность действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества. Еще более интересен для психологического анализа момент встречи Базарова с дядей Аркадия: «Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман». Каким-то холодом веет от этой сцены. Напускная учтивость чувствуется в движениях Павла Петровича. Значит, отнюдь не симпатию, а некоторую неприязнь испытывает дядя Аркадия по отношению к Базарову. И обратите внимание, что руку он положил «обратно в карман». А при разговоре, тем более знакомстве с человеком, держать руки в карманах — значит не уважать собеседника, бросать ему почти незаметный, но все-таки вызов. И подтверждает наше предположение следующий диалог между братьями Кирсановыми:

«— Кто сей? — спросил Павел Петрович.

—           Приятель Аркадия, очень, по его словам, умный человек.

—           Он у нас гостить будет?

—           Да.

—           Этот волосатый?

—           Ну да».

Сколько враждебности ощущается в словах Павла Петровича! А его повторяющиеся вопросы заставляют нас увидеть, что Кирсанов принимает Базарова за чужака, с которым ему ужиться будет крайне сложно, почти невозможно. Чуть позже оказывается, что не только внешность, но и мировоззрение Базарова отталкивает Павла Петровича: «Он нигилист… а нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами…» Естественно, такое отношение вызвало крайнее возмущение у «аристократа до мозга костей» П. П. Кирсанова, и он вступает с Базаровым в спор.

Сперва разговор заходит об аристократии, об одном из представителей которой Базаров отзывается цинично и высокомерно: «дрянь, аристократишко». На протест Павла Петровича он лишь «равнодушно отвечает» и «лениво отхлебывает чай». Ничто не может вывести Базарова из хладнокровного спокойствия, в то время как Павел Петрович «взмахивает руками», «бледнеет», «восклицает», «изумленно бормочет» и «вопит». Во время «схватки» мы узнаем довольно много и о самом Базарове, его принципах, убеждениях, взглядах на жизнь. Он «демократичен до кончиков ногтей». И в первую очередь — по своему происхождению. «…Мой дед землю пахал…»,— с надменной гордостью говорит Базаров. Внук пахаря и сын бедного лекаря, он легко сходится с простыми людьми: «Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете». И действительно, в отличие от Павла Петровича, в усадьбе с Евгением быстро «освоилась скромная Феничка», «слуги также привязались к нему», а лакей Петр всегда «улыбался и светлел», когда Базаров обращался к нему. Базаров — демократ и нигилист по своим убеждениям. Он отрицает самодержавие, религию, народную нищету. Он презирает все, что связано с невежеством, отсталостью. Такое отрицание носит уже революционный характер. Но Базаров отрицает даже искусство. По его мнению, «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», а «Рафаэль гроша медного не стоит». Несмотря на абсурдность некоторых своих взглядов, Базаров выходит из спора победителем. Он доводит до изнеможения Павла Петровича, который с высокопарного стиля переходит на «приземленный»: «И в самом деле, прежде они (молодые люди.— Авт.) просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты». Базаров заметил такую резкую перемену в выражениях Павла Петровича: «Вот и изменило вам хваленое чувство собственного достоинства».

Павел Петрович окончательно побежден и разбит, даже племянник это замечает: «…Аркадий весь вспыхнул и засверкал глазами». Проанализировав спор между двумя противниками, мы можем увидеть, что, несмотря на коренные различия во взглядах, противники обладают и похожими чертами: стойкостью характера, упорством, способностью отстаивать свои принципы, оба — волевые личности, ощутившие на себе всепобеждающую силу любви.

В начале романа Базаров укоряет, презирает Павла Петровича, поставившего свою жизнь на карту любви. К слову заметить, и Базаров, и Павел Петрович играли в карты, но, однако, все время проигрывали. Сразу вспоминается всем известная поговорка: «Кому не везет в картах, тому повезет в любви». Вот и «повезло» двум героям полюбить, полюбить пылко, страстно. Искренне, всем сердцем и душой, но безответно…

Мне кажется, что Базаров в некоторой мере «выносливее» Павла Петровича, может быть, в силу своего социального положения: он гораздо менее «избалован» жизнью. Осознав, что ему никогда не добиться взаимности от Одинцовой, Евгений уезжает из Никольского. Он пытается загубить, уничтожить в себе силу любви, в то время как Павел Петрович долгие годы преследовал свою возлюбленную.

Но поговорим подробнее о взаимоотношениях между Базаровым и Анной Сергеевной Одинцовой. Эта образованная, одаренная тонким умом женщина сразу же привлекает внимание Базарова. «Посмотрим, к какому роду млекопитающих принадлежит эта особа… Чувствует мой нос, что тут что-то неладно»,— со свойственной ему резкостью отзывается Евгений об Одинцовой.

Через некоторое время Анна Сергеевна околдовывает Базарова своими чарами, и происходит признание в любви. Для меня этот эпизод стал символом романа «Отцы и дети», потому что ранее я никогда не встречала такой психологически сильной, сверхэмоциональной сцены в русской литературе.

Начинается она с отчужденной беседы между героями:

«— Как же это вы ехать собираетесь, — начала она,— а обещание ваше?

Базаров встрепенулся.

— Какое-с?»

«Базаров встрепенулся»,— а значит, насторожился, почувствовал что-то неладное. «Он взглянул на нее. Она закинула голову на спинку кресел и скрестила на груди руки, обнаженные до локтей. Она казалась бледней при свете одинокой лампы, завешенной вырезною бумажной сеткой». Как живописен образ Одинцовой, и как одурманивающе он действует на Базарова! Как великолепна, таинственна и соблазнительна она в полумраке комнаты! Во время тихой беседы мы замечаем, как Анна Сергеевна стремится вызвать Базарова на откровенность, а он скрывается, прячется… Одинцова попросила его открыть окно. «Базаров встал и толкнул окно. Оно разом со стуком распахнулось… он не ожидал, что оно так легко отворялось; притом руки его дрожали…» Что? У этого стойкого, самоуверенного, всегда хладнокровного человека «дрожали руки»? Значит, за его отчужденностью, попыткой уйти от разговора таится огромное волнение, переживания. Одинцова затронула больное место Базарова, ведь он уже давно «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Читаем дальше: «Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного, чистого воздуха». Это описание поражает еще больше. Оказывается, Базаров, всегда отрицавший живописность природы, способен услышать «шум деревьев» и ощутить прикосновение «чистого воздуха». Этот небольшой, но прекрасный пейзаж великолепно вписывается в сцену признания. Он открывает нам душу Базарова, в которой сейчас происходит борьба между страстной любовью и ее отрицанием. Таким образом, Евгений — это чуткое существо, способное видеть и понимать красоту окружающего мира. Вспомним, как в диалоге с Анной Сергеевной он случайно оговаривается: «Зачем вы, с вашим умом, с вашей красотой, живете в деревне?»

Базаров испытывает бурю чувств. Он мучается, терзает себя, изнемогает от любви. А Одинцова? Она не может ответить Евгению взаимностью. Почему? Да потому, что она чиста и холодна, как мраморная статуя. Для нее Базаров — это любопытная игрушка, которую она «внимательно рассматривает», исследует. Нет, не вызывает она у нас большой симпатии…

И наверное, самый сильный в эмоциональном плане эпизод— это кульминация разговора, признание Базарова в любви. «Базаров встал и подошел к окну.

—           И вы бы желали знать причину той сдержанности, вы желали бы знать, что происходит?

—           Да,— повторила Одинцова с каким-то, ей еще не понятным, испугом.

—           И вы не рассердитесь?

—           Нет.

—           Нет? — Базаров стоял к ней спиной.— Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».

Сколько любви, силы и страсти чувствуется в словах Базарова! Если до этого он еще боролся с непроизвольными движениями своей души, то теперь он понимает, что все его принципы, все его взгляды рушатся мгновенно и безвозвратно. И, может, именно поэтому он стоял спиной к Одинцовой.

Как удивительно ярко, реально, необыкновенно сценично показал Тургенев внутреннее состояние Базарова. «Евгений уперся лбом в стекло окна. Он задыхался: все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая,— страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»

Подобная сцена, как высшая точка писательского мастерства, никогда не сможет стереться из сердца и памяти читателя… Тайная психология, по-моему, играет важную роль в романе. Ведь, не прибегнув к ней, Тургенев не смог бы изобразить Базарова реальным, живым человеком, способным страстно любить и в то же время страдать от этой любви… Небольшие, но живописные пейзажи появляются в самые важные, ответственные моменты и таким образом концентрируют наше внимание. А мелкие детали, штрихи, казалось бы совсем незаметные, несут в себе огромное значение в понимании психологии героев. Диалоги, споры, параллели между персонажами заставляют нас задуматься над чертами характеров и свойствами души…

И. С. Тургенев теперь занял для меня особое и самое высокое место среди русских классиков, и я преклоняюсь перед его великим талантом писателя и высокоодаренного психолога.

Надеюсь, это сочинение-рассуждение по роману “Отцы и дети” было Вам полезным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *