Предлагаем вам сочинение по повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» на тему «Своеобразие русского национального характера».
Своеобразие русского национального характера (По повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда”).
Николай Семенович Лесков с самого начала литературной деятельности сосредотачивает свое внимание на изучении народной жизни. Изображая в своих произведениях жизнь русских людей, писатель всегда с интересом подходит к раскрытию индивидуальности, особенных черт своих героев. Его привлекают яркие, неординарные личности, интересные люди. Именно такой оказывается главная героиня повести «Леди Макбет Мценского уезда».
Читая произведение, мы видим откровенное авторское изумление перед стихийной мощью подобного рода натур:
Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета…
Лесков любит русский характер, широкую и щедрую душу народа, но это не мешает ему заметить, что «в тесноте русской жизни» многие из таких характеров неизбежно деформируются.
В повести «Леди Макбет Мценского уезда» писатель рассказывает нам о подобном разрушительном процессе. Обычная русская девушка, воспитанная в соответствии с канонами морали и религии, выйдя замуж и поселившись в купеческом доме, огражденном от окружающего мира высоким забором, тихо меняется до неузнаваемости. Причиной этого, по мнению автора, является тоска:
скука непомерная в запертом купеческом терему с высоким забором и спущенными собаками не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури.
Появление Сергея, молодого и сильного нового работника мужа, преображает Катерину Измайлову. Она тронута его участием, покорена его красотой и удалью. Катерина впервые в своей жизни слышит любовную речь и не замечает ее фальши. В мертвенном мире однообразного существования ей так дорог этот голос любви, что она всячески побуждает возлюбленного снова и снова рассказывать о том, как он сох по ней.
Катерина Львовна так рада своему чувству, что не замечает, как любовь, вспыхнувшая в ее сердце, разрастается до необозримости. Героиня не замечает в сцене ревности, так умело разыгранной Сергеем накануне приезда мужа, ничего поддельного, будучи искренней в проявлении своих чувств, она принимает наигранную ревность за подтверждение силы чувства к ней ее любовника? Это еще больше обостряет ее собственную любовь. Сергей влюбил в себя бедную женщину до такой степени, что меры ее преданности ему не было никакой: «Она обезумела от своего счастья; кровь ее кипела».
Ослепленность и самоотверженная преданность, поразительное бесстрашие и совершенная нравственная безответственность, «ширь натуры» и опасная безудержность страсти переплетаются в сознании и характере Катерины.
Таким образом, за внешним примитивизмом чувства, почти его физиологической оголенностью, Лесков открывает подлинно драматические переживания его героини. Писатель показывает, что в условиях духовного одиночества, тоски и скуки, вспыхнувшая в душе Катерины Измайловой страсть, неизбежно приобретает тот роковой избыточный характер, который обнаруживается в страшных преступлениях героини повести. Купеческая среда, собственническая мораль, царящая в ней, оказывают свое губительное влияние на характер молодой женщины, деформируют порывы ее души до уродливости.
Готовая на самые великие жертвы во имя своего счастья, Катерина Львовна не может допустить мысли о возможной измене Сергея. Мысли об этом так изводят ее, что страстные признания сливаются у нее с угрозами отомстить за возможную неверность возлюбленного. Этим и мотивируются в повести преступления, которые совершает героиня, желая любой ценой удержать Сергея и его любовь. В ее преступлениях нашли проявление хищнический цинизм, нравственная безответственность и духовная слепота. Не признавая такие проявления человеческого характера, Лесков по ходу повести вырисовывает свою героиню страдающей. Любовь забрала у нее все душевные силы, и она очень тяжело переносит разлуку с любимым. Не ощущая всех каторжных тягот, и не думая о будущих, она вновь счастлива с той минуты, когда партия Сергея отправляется в путь вместе с ее партией. «А мне, Сережа, все равно, мне лишь бы тебя видеть».
Именно во время этого пути Катерине Львовне суждено пережить страдания, мера которых внушает сочувствие к героине. Убедившись самым жестоким образом, что Сергей стал «изменником», преисполнившись ненавистью к сменяющим друг друга соперницам, Катерина Измайлова не в силах разлюбить его:
Она хотела себе сказать: «не люблю же его» и чувствовала, что любила его еще горячее, еще больше.
И перед нами уже не преступница, не убийца, а несчастная, обманутая женщина.
Испытывая, как и читатель, сострадание к «бедной женщине», автор не видит возможности ее нравственного возрождения. Собственническое, хищное начало, порожденное купеческой средой, так глубоко укоренилось в ее натуре, что и в кризисный момент жизни ей не удалось переломить себя. Обуреваемая чувством мстительной злобы, Катерина Львовна сбрасывает свою соперницу в реку и гибнет вместе с ней.
Рисуя такой яркий и сложный характер, Лесков убедительно раскрывает противоречивость натуры своей героини. Ей свойственно и высокое, и низменное, в ней причудливо переплетаются и предельная сила любви, и звериная жестокость, способность к самопожертвованию и собственнический инстинкт. В этом и проявляется, по мнению автора, неповторимость русского национального характера.