ИДЕИ ДЕКАБРИСТОВ В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» — сочинение для 9 класса

сочинение идеи декабристов в горе от ума

Как мы знаем, Грибоедову были близки идеи декабристов, поэтому проявились они  и в его комедии «Горе от ума».

грибоедов и декабристы

Текст сочинения ИДЕИ ДЕКАБРИСТОВ В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Над своей комедией «Горе от ума» А.С. Грибоедов работал в конце 10 — начале 20 годов XIX столетия. Это были знаменательные годы в истории России. После войны 1812 года у многих просвещенных людей России появились надежды на перемены в различных областях жизни русского общества. В первую очередь такие надежды были связаны с отменой крепостного права. В этот период среди молодых дворян под влиянием идеи французского просвещения, русских «вольнодумцев» (Радищева, Новикова и некоторых других), также духа «вольномыслия», господствовавшего тогда в Московском университете и Царскосельском лицее, начинает формироваться идеология, названная впоследствии «декабристской». Мощным катализатором послужили также война 1812 года и заграничные походы русской армии. Война 1812 года показала всю мощь и самобытность русского народа, а заграничные походы дали возможность будущим декабристам, а их участвовало в этих походах около 115 человек, познакомиться с жизнью народов Западной Европы.

Проблема крепостного права в России именно в это время стояла очень остро, и дело было не столько в экономической необходимости его отмены, хотя она уже появилась, сколько в моральной стороне этой проблемы.

Близкими друзьями многих декабристов были великие русские писатели XIX века — А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, Они не являлись членами декабристских обществ, но оказали огромное влияние на становление и формирование их идеологии.

Но столь передовые мысли овладели не всяким, и большинство населения Москвы все еще придерживались старых устоев крепостного строя. Против этого большинства и выступали молодые дворяне — революционеры. Вот такую историческую обстановку в стране и отразил Грибоедов в своей острой и меткой комедии «Горе от ума».

В образе Чацкого воплощены черты, роднящие его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, желание “служить делу, а не лицам», большое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливыми общественными устоями. Этим обусловлено его решительное и неизбежное столкновение с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным, олицетворявшими крепостничество, корыстный мир барской Москвы. Грибоедов показывает саму суть отношений в российском обществе. Речь идет не о дворянском обществе, а о народе в целом. Действительно, в обществе одни люди управляют другими по- дикому, не считаясь с законом, установленным не властителями, а самой Природой. Но властители нарушили этот закон и обрекли тем самым весь народ на страшную участь: одним быть рабами, а другим носить позорное клеймо рабовладельца.

Но, может, народ не готов к свободе? Может, помещик сумеет лучше крестьян распорядиться их жизнью? Но если судить по литературным свидетельствам наших классиков, помещики представляют порой куда более жалкое зрелище, чем их холопы.

Фамусов — типичный помещик-крепостник того времени. Он безжалостен с дворовыми и подчиненными, подобострастен с начальством и людьми более богатыми, всеми своими поступками Фамусов больше напоминают зверя, чем человека. Не зря Гоголь впоследствии назвал помещиков «мертвыми душами». Невежество, глупость, жадность помещиков и беспомощность народа возмущали и тревожили души Грибоедова, это возмущение, эта обеспокоенность и вдохновляли на сочинение столь прекрасных творений.

В конфликте Чацкого с лагерем Фамусовых Грибоедов показал борьбу двух противоположных общественных сил: дворянских революционеров и дворян-крепостников, верных устоям старого общества, где действуют «знатные негодяи», мошенники и подхалимы, доносчики и «зловещие старухи». Они не хотят и не могут мириться с пришедшей новой эпохой. Для них Чацкий, который «вольность хочет проповедать» и «властей не признает»,  —  «опасный человек», «безумный по всему и одержимый».

Нужно заметить, что сама биография Чацкого — биография передового гражданина декабристской эпохи. Чацкий имел свое поместье. В детстве он был взят на воспитание в дом Фамусовых. Но вскоре сонная тишина фамусовского дома, где все было построено г на притворстве и обмане, очень наскучили ему, и молодой Чацкий отправился в путешествие «ума искать», искать светлые стороны жизни.

Вернувшись, Чацкий видит, что московское общество сильно изменилось по сравнению с тем временем, когда он покинул его три года назад. Теперь фамусовский мир уже не потерпит «вольнодумцев» и «якобинцев», не позволит открыто обличать свои пороки в московских гостиных.

Наблюдая за лживой жизнью этого мира, Чацкий не принимает в ней ни малейшего участия. Ни в одном действии и явлении мы не встретим его танцующим или играющим в карты. Везде он горячий деятель, энтузиаст, стремящийся победить непримиримую вражду к свободной жизни, старающийся доказать необходимость наук и культурных знаний. «Он верный обличитель лжи», «он требует места и свободы своему веку», «клеймит позором низкопоклонство и шутовство». Он тяготится среди пустой, праздной толпы «мучителей, зловещих старух, вздорных стариков», отказываясь преклоняться перед их моралью, перед их порядками. Многие декабристы имели такую жизнь, так же мыслили и так же были отвергнуты реакционным обществом.

Фамусовский мир противопоставляет Чацкому клевету, ложь, а тот борется открыто и прямо; в его пылких и ярких монологах явно звучит вызов грязному миру «низкопоклонников» и «дельцов».

В них широко раскрываются общественные интересы Чацкого: государственная служба, крепостное право, воспитание гражданина, истинное просвещение. Такие речи, наверняка, произносились на заседаниях тайных политических обществ будущих декабристов. И идеи Чацкого совпадают с их идеями и взглядами.

Также в обличительных речах героя нетрудно угадать настроение и самого автора, его авторскую позицию.

Грибоедов непосредственно общался с декабристами при жизни и, как известно, одобрял их цели и идеи. И поэтому, в своем политическом злободневном для того времени произведении он не смог не отразить историческое движение русского народа вперед, в будущее (что он показал через борьбу Чацкого, нового героя, с миром Фамусовых).

Неизбежность столкновения Чацкого с обществом Фамусова, Скалозуба и Молчалина, конечно же, обусловленна его взглядами, идеями и стремлениями.

Грибоедов, горячо разделяя идеи дворян-декабрисгов, наделил своего главного героя чертами, роднящими его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, истинная культура и просвещенность, глубокий патриотизм и готовность к борьбе за правду — вот те качества, определяющие яркий образ Чацкого, главного героя бессмертной комедии великого писателя.

Все сочинения по комедии «Горе от ума»

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *