Предлагаем вам еще одно сочинение-рассуждение на тему «Образ автора в романе «Евгений Онегин». Если по каким-то причинам это сочинение Вам не подошло, обратите внимание на другое, доступное на сайте, сочинение ОБРАЗ АВТОРА И ЕГО РОЛЬ В РОМАНЕ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
Более того, на сайте вы найдете краткое содержание романа «Евгений Онегин», а также другие сочинения по этому превосходному роману.
Сочинение «Образ автора в романе»
Образ автора в романе создают лирические отступления. Их в романе 27 значительных по объему и около 50 малых. В них автор отступает от сюжетной линии и раскрывает свое отношение к тому, о чем он пишет. Так, становятся понятными его представления о жизни светского общества, о позиции «лишнего человека», о литературной борьбе и культурной жизни дворянства России начала XIX века, а следовательно, раскрывается в какой-то степени мир Пушкина, образ автора, человека и гражданина.
Познакомившись с Онегиным, Пушкин отмечает, что многие общие черты сблизили их:
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас…,
«Условий света сдвинув бремя», автор, как и его герой «устав от суеты», не может в душе не презирать людей «света, мучается воспоминаниями о юности, светлой и беспечной».
Пушкину импонирует «резкий, охлажденный ум» Онегина, его разочарование в светской жизни и «святое недовольство собой», злость «мрачных эпиграмм».
Но поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина. Если Онегин только хандрит, то Пушкин мечтает о свободе: «Придет ли час моей свободы… Когда же начну я вольный бег?». И читатель понимает огромную силу чувства поэта к России.
Пушкин страстно любит и Москву, но не холодный и официальный Петербург:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
С глубокой гордостью за свой народ и его историю вспоминает Пушкин события 1812 года, когда Наполеон ждал ключей от Москвы:
Но не пошла Москва моя
К нему с повинной головою…
Читая роман, мы постепенно постигаем отношение Пушкина к дворянскому классу, к которому он и сам принадлежит по рождению. Петербургский высший свет он подвергает резкой критике за фальшь, естественность, отсутствие серьезных интересов, особенно в 8-й главе романа.
Он с насмешкой относится к дворянам Москвы, к неизменности их быта и привычек, сочувствует Татьяне, живущей в среде поместного дворянства, крайне далекого от общественных проблем, состоящего в основном из «владельцев нищих мужиков».
Автор не просто сочувствует Татьяне, он пишет: «Я так люблю Татьяну милую мою» Из-за нее он вступает в спор с «общественным мнением» о письме Татьяны. И тогда перед читателем предстает человек, умеющий быть выше привычных представлений, высоко ценящий в человеке естественность и непосредственность в выражении чувств. В одном из лирических отступлений автор раскрывает перед нами и свой идеал женщины: «от небес одарена умом и волею живой», и признается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может им начитаться, так как в нем «безумный сердца разговор, и увлекательный, и вредный».
Многие строфы романа раскрывают перед читателем биографию автора, начало его творческого пути, имена его кумиров, события литературной борьбы, отражение настроений общественных групп и литературных группировок. Таково начало 8-и главы, где Пушкин повествует о том, какие облики принимала его муза под влиянием жизненных обстоятельств поэта, то в лицее, то в Петербурге, то в Молдавии и на Кавказе, то в уездной глуши.
Размышляя о смысле человеческого существования, о значении молодости в жизни каждого человека, Пушкин пишет:
Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечастно,
Что обманула нас она.
Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в юности, кому остался верен сердцем: «Но те, которым в дружной встрече я строфы первые читал», «иных уж нет, а те далече…» И большая горечь звучит в словах поэта, когда он говорит о трудностях и сложностях жизни того, кто дочел роман до конца и изменился не в лучшую сторону.
Мы видим Пушкина веселым и жизнерадостным светским молодым человеком, когда он раскрывает свои восторги по поводу балерины театра, когда восхищается красотой женских ног, когда озорно признается: «Я балы б до сих пор любил».
Образ автора складывается у читателя и под влиянием тона и чувства, с какими говорит Пушкин о своих героях о событиях, о размышлениях, об образе жизни своих современников, даже о моде, «красоте ногтей», дорогах. В романе раскрывается вся любовь, вся душа Пушкина, гениального поэта, мудрого и оптимистичного философа, доброго и истинно русского человека.