Сочинение на тему «Идейно-композиционные особенности повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

капитанская дочка композиционные особенности

Перед Вами сочинение, посвященное анализу произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Особое внимание в данном сочинении уделяется идейно-композиционным особенностям.

Вы можете также посмотреть и другие сочинения по данному произведению.

Капитанская дочка — идейно-композиционные особенности повести.

«Капитанская дочка» отличается такими же стройностью и логичностью композиции, что и роман «Евгений Онегин«. Композиционной структурой произведения раскрываются основные идеи и проблемы полвести, представляются события и образы героев. Четкость архитектоники позволяет выделить наиболее важные места в раскрытии противоречивости личности Пугачева, внутреннего мира Гринева, враждующих сторон.

Повесть содержит 14 глав. Первые две заключают в себе экспозицию, знакомство с главными героями, через взаимоотношения которых будет представлен основной внутренний конфликт. Названия «Сержант гвардии» и «Вожатый» говорят об этом. От этих глав в дальнейшем будут протянуты смысловые нити повести. Интересно, что во 2-й главе Пушкин использует прием «пророческого” сна. Гринев видит во сне будущее, представленное в аллегорической форме.

Следующие семь глав повествуют о пребывании Гринева в Белогорской крепости. Первые три главы спокойны по своему содержанию по сравнению с последующими, а 4-я глава, «Пугачевщина«, является кульминацией, смысловым центром пребывания Гринева в крепости. Первые три главы (жизнь Гринева в крепости) относятся по смысловой нити к 1-й главе «Сержант гвардии«. Далее, в «Пугачевщине» — перемена событий, и следующие три главы («Приступ”, «Незваный гость«, «Разлука«) связаны со 2-й главой «Вожатый«. В этих трех главах рассматриваются образ, поступки Пугачева, его устремления, надежды, внутренние качества. В последующих четырех главах (до последней) пересекаются две линии — Пугачев и Гринев. Здесь происходит кульминационный момент в развитии внутренней темы — Гринев обращается к Пугачеву по поводу судьбы Маши Мироновой.

В расположении глав «Осада города» и «Мятежная слобода» также использован композиционный прием. Контрастно (методом антитезы) противопоставляются принципы, методы правления: генерал отказывает Гриневу в помощи, а Пугачев даже сам лично ее осуществляет. Следующие главы, «Сирота» и «Арест»  также построены по принципу контраста: Пугачев отпускает Гринева, а официальные власти сажают Гринева в тюрьму.

Последующая глава является развязкой. Действие возвращается в поместье к родителям Гринева. Можно сказать, что композиция кольцевая (как и в «Евгении Онегине»). Пушкин использует симметричные способы развертывания сюжета и действия. Гринев едет к Пугачеву просить о смягчении участи Маши Мироновой — Маша едет просить о смягчении участи Гринева императрицу. Так же симметрично расположены образы Екатерины и Пугачева. Они представляют собой две разные власти. Мне кажется, неверно говорить о том, что Пушкин рисует кого- то из них в положительных, а кого-то — в отрицательных тонах. Он только показывает столкновение двух непримиримых сил. И Пугачев, и Екатерина суровы, а в определенных ситуациях жестоки и непреклонны, но они могут быть великодушны и справедливы. И Пугачев, и Екатерина помогают Гриневу.

Основной внутренний конфликт — взаимоотношения Гринева и Пугачева — раскрывается именно во время их встреч, разговоров. Чувство долга побеждает в Гриневе, что Пугачева, как сильную личность, не может не восхищать. Гринев сам замечает реакцию Пугачева на свои ответы, и, может быть, это придает ему силы:

— Послужи мне верой и правдой, и я тебя пожалую и в Фельдмаршалы, в князья. Как ты думаешь?

— Нет,- отвечал я с твердостью. — Я природный дворянин; я присягал государыне…

M. Цветаева назвала эту сцену ’поединком в великодушии, соревнованием в величии’. Гринев не может изменить долгу (перед Отечеством, перед самим собою), и Пугачев не хочет изменить себе, поэтому идет до конца, возможно, чувствуя свою обреченность (притча о вороне и соколе). Их судьбы в данном смысле очень схожи: находясь перед выбором, они выбирают долг перед своей совестью. Они понимают друг друга, поэтому Гринев жалеет Пугачева, поэтому Пугачев кивнул Гриневу в последнюю минуту.

Пушкин как бы проводит параллель между суровыми расправами Пугачева и государственным правлением (вспомним заседание военного совета). По существу, народ мстит за себя, на жестокость отвечая еще большей жестокостью. Жестокость порождает жестокость — Екатерина сурово расправилась с бунтовщиками.

Наверное, при написании повести Пушкина интересовали не только вопросы долга, но и проблемы свободы — извечного стремления человеческой души. Каждый волен выбирать между страхом и совестью, предательством и честью.

композиция капитанская дочка

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *