Текст изложения «Остановись, мгновение!» – Русский язык – 9 класс

Перед вами текст изложения по русскому языку «Остановись, мгновение!». Текст предназначен для учеников 9 класса.

Остановись, мгновение!

Мы слушаем музыку.

Не удивляйтесь. Наше путешествие в царство живописи начинается с концертного зала.

Зал полон. Сверкают люстры. На эстраде музыкант играет на скрипке. Звуки, то отрывистые, то протяжные, льются из-под смычка, переплетаются, рассыпаются брызгами. То радостные, то печальные, они слагаются в мелодию. Скрипка плачет — и у нас невольно сжимается сердце. Нам грустно. Но вот зазвучали светлые, словно озаренные солнцем аккорды. Они спешат, перегоняют друг друга, и пьеса заканчивается радостным финалом. Вздох облегчения вырывается из нашей груди. Концерт окончен.

Что же заставило нас пережить столько волнений, столько разнообразнейших чувств?

Звуки. Из звуков возникает мелодия, рождается музыка.

Теперь заглянем в рабочую комнату писателя.

Свои мысли и чувства, тревоги и радости вкладывает автор в каждую строчку повести или рассказа. Чтобы ярче, точнее выразить каждую мысль, он подбирает, ищет самые выразительные слова. Как аккорды из звуков, из слов слагаются фразы. Из фраз — повествование. Страницу за страницей читаем мы повесть или рассказ, волнуемся за героев, не можем оторваться от книжки. Мы сами становимся как бы участниками событий. Так велика сила писательского слова.

Материал музыки — это звуки.

Материал, из которого писатель слагает свои произведения, — слово.

Краски — материал живописи, материал художника.

Как звуки, краски могут быть и радостными, и печальными. Художник выдавливает их из тюбиков на палитру, и палитра вспыхивает всеми цветами радуги. Тут и лазурные тона весенней листвы, и нежно-розовый тон заката, и глубокие краски вечерних сумерек— краски огненные, как само солнце, и спокойные, иссиня-черные, как ночное море. Палитра художника — это настоящий праздник красок.

Как писатель, художник рассказывает нам о жизни, создает образы героев, изображает действие, пишет картины природы. Ведь художник не бросает краски на холст беспорядочными пятнами. Он кладет тёмный мазок, рядом другой — посветлее. Постепенно из десятков мазков на холст вырисовывается человеческое лицо, появляются предметы, обстановка действия — картина наполняется содержанием. Взглянув на нее, мы не видим ни холста, ни красок — мы видим живую сцену или пейзаж; нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображенные на картине. В этом искусство живописца сродни работе писателя.

В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно. События в книге следуют одно за другим. Писатель знакомит нас то с одним, то с другим героем; он смело переносит действие с места на место, даже из одной страны в другую. На картине же все неподвижно. Она изображает только одно мгновение; словно зорким глазом наблюдал художник события жизни — эти события, живые сцены проносились перед ним одно за другим, но художник говорил себе: «Нет, это еще не то, посмотрим, что будет дальше». Он наблюдал долго, настойчиво — и вдруг наступил момент, самый значительный, достойный стоять на картине века, и художник приказал времени: «Мгновение, остановись!» — и красками на холсте запечатлел все, что увидел в этом неповторимом мгновении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *