АВТОР-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Сочинение: АВТОР-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

По поэме Мертвые Души Гоголя всегда задают множество сочинений. Сегодня предлагаем Вам сочинение, в котором раскрывается позиция и роль автора поэмы. Итак, начнем.

АВТОР-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» — произведение, отразившее Россию середины позапрошлого века со всеми ее недостатками и достоинствами. Такое повествование создается благодаря особенностям композиции. Главный герой поэмы, коллежский советник Павел Иванович Чичиков, путешествует по России, заезжает в провинциальные городки и деревушки, общается с их обитателями.

Но уже на первых страницах мы встречаем не одного, а словно бы сразу двух героев. Это сам Чичиков и автор, вместе с ним заглядывающий в самые неприметные уголки России, такие, как город N. Автор как бы постоянно следует за Чичиковым, увлекая за собой читателей, рассказывая им обо всем и обо всех, что встречается его герою во время поездки.

Делая автора-повествователя героем поэмы, Гоголь продолжает традицию Пушкина: в романе «Евгений Онегин», наряду с другими героями, появляется совершенно новый для читателей персонаж — автор-рассказчик. Как и у Пушкина, у Гоголя автор постоянно находится рядом с героем, описывает его мысли, поступки, рассуждения, да и сам высказывает мнение о людях, окружающих героя. Словом, видит то же, что и герой, но… совсем не также. Именно потому, что автор «не выдерживает» безмолвного «соседства» со своим героем, который во всем полная противоположность ему, в поэме появляются иронические нотки, собственные размышления автора, прорываются его чувства и эмоции. Рассказчик с усмешкой рассказывает нам о мнениях и рассуждениях Чичикова и ставит рядом свои размышления над событиями, происходящими в поэме: Чичиков посетил «городской сад», осмотром которого остался вполне доволен, и тут же Гоголь со свойственной ему одновременно и язвительностью, и «простой» наивностью замечает, что зелень деревьев, «дурно принявшихся… не выше тростника», удачно заменяли подпорки, «очень красиво выкрашенные зеленой масляной краской».

Лирические отступления не стоят отдельно от основного содержания поэмы, они незаметно «вплетаются» в ткань повествования, так что иногда трудно определить их начало. Однако их смысл, речь создают яркий контраст с мыслями и миром Чичикова. Например, в седьмой главе, читая описания крестьян, вдруг понимаешь, что размышления о судьбах крестьян принадлежат совсем не Чичикову, а автору. Просто Чичиков, обладатель практического, расчетливого ума, не способен на подобные мысли, тем более о крестьянах, в которых он видит неодушевленный предмет, и для него важно только то, что этот «предмет» можно продать или купить.

Но, конечно, самое главное, что отличает автора от его героя,— это отношение к России. В лирических отступлениях видна страстная (и это уже не автор-повествователь, это сам Гоголь) любовь к ней: «Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик, летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». В то же время ни слова не сказано о том, как Чичиков относится к России. Скорее всего, у него, как и ко многому другому, что не является предметом наживы, обогащения, к ней нет никаких чувств.

«Вся Русь явится в ней…» — писал Гоголь, задумав создать поэму «Мертвые души». Но, на мой взгляд, в ней отразилась не одна, а две России. Одна — гоголевская — все дальше и дальше уходит в прошлое, а другая, Россия «мертвой души» Чичикова, остается сегодня. Это две совершенно разных страны, потому что они увидены совсем непохожими людьми.

Надеюсь, сочинение о роли и позиции автора в поэме «Мертвые Души» было Вам полезным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *