Тематические диктанты, составленные специально для проверки определенного правила или набора правил, выгодно отличаются от текстов, почерпнутых из художественной литературы, высокой концентрацией слов на данные орфографические правила.
В чём состоит главное достоинство тематических диктантов? Прежде всего в том, что по насыщенности словами с орфограммами они приближаются к словарным диктантам, однако удачно отличаются от последних осмысленным содержанием. Высокая концентрация слов на то или иное правило орфографии в совокупности с незамысловатым, но забавным сюжетом не только вызывает улыбку, но и развивает внимательное отношение учащихся к языку. Вслед за удивлением («Как много, оказывается, существует слов на то или иное правило!») у школьников или студентов появляется и исследовательский интерес («Любопытно, а какие ещё слова на это правило мне удастся вспомнить?»).
Очевидно, что занимательные тематические диктанты могут быть посвящены не только орфографическим, но и пунктуационным правилам. И те, и другие вы найдете в данной статье.
Приведенные ниже диктанты рекомендованы к использованию в старшей школе. Диктанты можно использовать и при подготовке к ЕГЭ.
Тематические орфографические диктанты.
- Пастух и повариха. (Проверяемые безударные гласные в корне)
- Вояж менеджера (Непроверяемые безударные гласные в корне)
- Пловец Ростислав (Чередующиеся гласные в корне)
- Огорчённый цыпленок (Гласные после шипящих и Ц)
- Эмигрант Корнелий (Буквы Э и Е)
- Женитьба герцога Зальцбургского (Звонкие и глухие согласные)
- Интеллигентный дилетант (Удвоенные согласные в корне)
- Бессовестный завистник (Непроизносимые согласные)
- Адъютант Подьячев (Разделительные Ь и Ъ)
- Испеките рассыпчатый пирог (Приставки на З/С и приставка С-)
- Предание о привидении (Приставки ПРЕ- и ПРИ-)
- Розыски спортинвентаря (Гласные Ы и И после приставок)
- Дедушке от Миши (Окончания имён существительных)
- Письмецо из именьица (Суффиксы имён существительных)
- Застенчивая Алевтина (Суффиксы имён прилагательных)
- Конноспортивное мероприятие (Сложные слова)
- Полстакана сахара и пол-ложки соды (Сложные слова с корнями пол- и полу-)
- Кормит, холит и лелеет (Личные окончания глаголов)
- Обессилели, переделывая (Суффиксы глаголов)
- Измученные отдыхающие (Суффиксы причастий и деепричастий)
- Неожиданная встреча (Н и НН в составе разных частей речи)
- Быстро, вкусно и по-домашнему (Наречия)
- Уж замуж невтерпёж (Буква Ь в разных частях речи)
- За счёт наблюдательности (Производные предлоги и сочетания существительных
- с предлогами)
- Никому не известный Никандрос (НЕ и НИ со всеми частями речи)
- Сказка кое о чём важном (Правописание местоимений, местоименных наречий и частиц)
- «При чём тут я?» (Слитное и раздельное написание слов также/так же, чтобы/что бы, зато/за то и др.)
Тематические пунктуационные диктанты.
- Импрессионизм — это впечатления (Тире в простом предложении)
- Купайся, загорай и отдыхай (Однородные члены предложения)
- Знойным грозовым летом (Однородные члены предложения)
- История, рассказанная привидением (Обособленные определения)
- Разделяя и властвуя (Обособленные обстоятельства)
- За Москвой-рекой (Обособленные приложения)
- Посидели как люди (Запятая перед как)
- Короче, Анжела, привет! (Вводные слова и обращение)
- Как радостно и как спокойно! (Сложносочинённое предложение)
- Мы достигли Рязани, когда стемнело (Сложноподчинённое предложение)
- Хочешь не заблудиться — запоминай обратную дорогу (Бессоюзное сложное предложение)
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:
Естественно, что высокая сложность тематических тестов и диктантов, некоторая искусственность их содержания, а главное — однотипность отражаемых каждым из таких текстов правил орфографии и пунктуации не дают оснований использовать их для итоговой проверки орфографических и пунктуационных навыков учащихся. В то же время данные тематические диктанты могут служить эффективным средством отработки и закрепления отдельных правил орфографии и пунктуации в процессе их изучения.