Текст изложения «В неволе» – Русский язык – 9 класс

«В неволе» – изложение для 9 класса

Перед вами текст изложения по русскому языку «В неволе». Текст предназначен для учеников 9 класса.

В неволе

На окружающих людей он не смотрит. Низко опустив голову, он монотонно раскачивается час, другой, третий. Мальчишки бросают ему в клетку конфеты, оранжевую кожуру мандаринов. Кто-то пытается заставить зверя резким криком поднять голову. А он, одинокий, отчужденный от людей, тяжело сопит и раскачивается, как маятник надолго заведенных часов…

Кто знает, о чем он сейчас думает, пожизненно запертый в клетку зоопарка сильный молодой зверь? Какие видения мелькают сейчас в его опущенных покрасневших глазах? Чует ли он запах недоступно далекой амурский тайги? А может, в заросших бурой шерстью ушах еще слышится предсмертный рев убитой матери-медведицы? Никто этого не знает и не узнает вовек.

Рядом в такой же крепкой железной клетке лежит старый лев. Много лет провел он в неволе, с годами покорился печальной участи, и в темной его звериной душе осталось, видно, одно: спокойное ожидание неминуемой смерти. Неподвижно его гордое квадратное лицо в обрамлении густой гривы, неподвижны когтистые могучие лапы, а в чуть прищуренных желтых, с черным зрачком, глазах холодное, царственное презрение.

Многое перенес в своей жизни старый лев. Еще молодым поймали его охотники в африканских джунглях, а дрессировщики хотели превратить красавца зверя в послушную игрушку для потехи людей: они оглушали его выстрелами, обливали водой, кололи бока и плечи трезубцами, жгли раскаленным железом. Неделями они морили его голодом и, умиравшему от жажды, не давали ни капли воды. Лев не покорился. Он не хотел усаживаться на тумбу, скакать по манежу на лошади, прыгать сквозь обруч.

Разъяренный, он чуть не загрыз дрессировщика и загрыз бы, если в него не впились бы три пули. Раненого льва приговорили к пожизненному заключению и заперли в железной клетке городского зоопарка.

Теперь он лежит, больной, и ждет смерти как избавления, а окружившие клетку люди пятятся от его презрительного взгляда и уходят прочь.

За каменной стеной в такой же клетке, неслышно ступая лапами, безостановочно ходит погруженный в тяжелую думу тигр. Он ходит и ходит, меряя пол клетки одинаковыми шагами, словно одетый в полосатый арестантский халат заключенный, которому уже никогда не увидеть свободы. 

А еще дальше, поодаль друг от друга, сидят угрюмые беркуты, вольные птицы, грезящие о недоступных высотах.

Все они, звери и птицы, разлучены с родными местами и никогда не узнают, зачем нужна тюрьма зверей. Может, звери нужны для изучения повадок животных? Но разве гордый лев, запертый в одиночной камере, обнаружит перед людьми свои повадки? Или заключенный в клетку орел покажет, как он умеет парить в поднебесье?

У клетки больного старого льва под невнятный голос бессловесных невольников-зверей вспоминается строки прекрасного поэта В. Федорова:

Когда в лягушку камень бросят,

Она — о боль моя и грусть! —

«Не убивай меня, — попросит, —

Тебе я в жизни пригожусь!..»

Вам может пригодиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *