Перед вами текст изложения по русскому языку «Лицей». Текст предназначен для учеников 9 класса.
Лицей
Лицей считался высшим учебным заведением. Профессора и все лицейское начальство смотрели на лицеистов как на взрослых студентов и предоставляли им полную свободу.
Пушкин не был усердным
школьником, Он охотно и даже с увлечением занимался только такими науками,
которые ему были по душе. Он любил французскую, русскую словесность, историю,
любил лекции профессора политических наук Куницына и пренебрегал другими.
Профессора почти единодушно
отмечали его «блистательное дарование» и «крайнее не прилежание». Особенно слаб был он в математике.
Вызвал раз его преподаватель математики к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Преподаватель спросил его наконец:
-Что же вышло? Чему равняется икс?
Пушкин, улыбаясь, ответил:
-Нулю.
-Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи.
Начальство поощряло литературные опыты лицеистов, Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, Илличевский и Яковлев — лицейские поэты — объединились в кружок, издавали рукописные журналы со стихами и карикатурами: сначала «Вестник», потом «Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо», «Юные пловцы» и, наконец, «Лицейский мудрец».
В Лицее была огромная библиотека, отдельные книги которой принадлежали когда-то Вольтеру. Эти книги, эту «заразу умов», Александр I получил в наследство от бабки своей, Екатерины П, и передал Лицею.
Лицеисты часто собирались в библиотеке и читали насмешливые, гневные книги Вольтера, Руссо, направленные против рабства и неравенства людей, против деспотизма царей. В Пушкине, Пущине, Кюхельбекере, Дельвиге росли дух независимости, ненависть к рабству, любовь к человеку. Не о генеральских чинах, не о богатстве мечтал Пушкин в Лицее. Он мечтал быть поэтом, чтоб огненным словом своим пробуждать в сердцах подлинно человеческие чувства.
Где бы он ни был: бродил ли в уединении по Царскосельскому парку с мраморными статуями, с белыми лебедями на дремлющем пруду, бродил ли по окрестным лугам, замыкался ли в своей «келье», сидел ли в классе, — всегда в голове его теснились рифмы и образы поэм, посланий, эпиграмм. Пушкин не давал покоя ни бумаге, ни гусиным перьям, -писал и переделывал стихи дочти ежедневно.
Живой и пылкий, он серьезные занятия перемежал с шалостями и оттого близоруким воспитателям казался «легкомысленным», «ленивыми и «крайне неприлежным». Но Пушкин не, был лентяем. Все существо поэта было в непрестанном действии, голова всегда полна мыслями, а сердце — чувствами.