Текст изложения «Лицей» – Русский язык – 9 класс

Перед вами текст изложения по русскому языку «Лицей». Текст предназначен для учеников 9 класса.

Лицей

Лицей считался высшим учебным заведением. Профессора и все лицейское начальство смотрели на лицеистов как на взрослых студентов и предо­ставляли им полную свободу.

Пушкин не был усердным школьником, Он охот­но и даже с увлечением занимался только такими науками, которые ему были по душе. Он любил фран­цузскую, русскую словесность, историю, любил лек­ции профессора политических наук Куницына и пре­небрегал другими. Профессора почти единодушно

отмечали его «блистательное дарование» и «край­нее не прилежание». Особенно слаб был он в мате­матике.

Вызвал раз его преподаватель математики к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго пере­минался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Преподаватель спросил его наконец:

-Что же вышло? Чему равняется икс?

Пушкин, улыбаясь, ответил:

-Нулю.

-Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все конча­ется нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи.

Начальство поощряло литературные опыты ли­цеистов, Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, Илличевский и Яковлев — лицейские поэты — объедини­лись в кружок, издавали рукописные журналы со стихами и карикатурами: сначала «Вестник», потом «Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо», «Юные пловцы» и, наконец, «Лицейский мудрец».

В Лицее была огромная библиотека, отдельные книги которой принадлежали когда-то Вольтеру. Эти книги, эту «заразу умов», Александр I получил в наследство от бабки своей, Екатерины П, и передал Лицею.

Лицеисты часто собирались в библиотеке и чита­ли насмешливые, гневные книги Вольтера, Руссо, на­правленные против рабства и неравенства людей, про­тив деспотизма царей. В Пушкине, Пущине, Кюхель­бекере, Дельвиге росли дух независимости, ненависть к рабству, любовь к человеку. Не о генеральских чи­нах, не о богатстве мечтал Пушкин в Лицее. Он меч­тал быть поэтом, чтоб огненным словом своим про­буждать в сердцах подлинно человеческие чувства.

Где бы он ни был: бродил ли в уединении по Царскосельскому парку с мраморными статуями, с бе­лыми лебедями на дремлющем пруду, бродил ли по окрестным лугам, замыкался ли в своей «келье», сидел ли в классе, — всегда в голове его теснились рифмы и образы поэм, посланий, эпиграмм. Пушкин не давал покоя ни бумаге, ни гусиным перьям, -пи­сал и переделывал стихи дочти ежедневно.

Живой и пылкий, он серьезные занятия переме­жал с шалостями и оттого близоруким воспитате­лям казался «легкомысленным», «ленивыми и «край­не неприлежным». Но Пушкин не, был лентяем. Все существо поэта было в непрестанном действии, голо­ва всегда полна мыслями, а сердце — чувствами.

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *