Перед вами текст изложения по русскому языку «Каким быть? Что делать?». Текст предназначен для учеников 9 класса.
Каким быть? Что делать?
Люди умнеют оттого, что общаются с другими людьми. Или с книгами. Пробуют себя, сравнивают, оттачивают.
Тебе не годится Платонов. Очень жаль. Но это может быть. Возможно, ты человек иного склада.
Ты резок и крут, не любишь долгих рассуждений и размышлений. Ты хочешь определиться в жизни, как по карте. Север — восток — юг. Направо — прямо… ты хочешь, чтобы тебе ясно сказали, какой человек хороший, какой плохой.
Может быть, ты прав. В начале жизни нужно иметь какие-то четкие координаты.
И вот из самой гущи хороших писателей выступает человек с толстой книгой в руках. Это Шарль де Костер. Он улыбнется, молча раскроет книгу, и ты прочитаешь:
«Возвратясь однажды из похода, император спросил, почему не вышел навстречу к нему сын Филипп.
Архиепископ, воспитатель инфанта, ответил, что принц не захотел выйти, объявив, что любит только книги и одиночество. Император приказал отыскать сына. В поисках его набрели на какой-то чулан без пола, освещенный только отверстием в стене. Здесь искавшие увидели вбитый в землю столб, на котором была подвешена маленькая обезьянка, как-то присланная из Индии в подарок императору. Внизу дымились еще тлеющие дрова, и в чулане стоял отвратительный запах жженой шерсти.
Зверек так страдал, издыхая на огне, что его тельце ничем не напоминало некогда живое существо. Крупные слезы заливали мордочку.
— Кто это сделал? — спросил император. Воспитатель не посмел ответить, и оба они стояли в молчании, мрачном и гневном.
Вдруг в этой тишине из темного угла за ними послышался тихий звук, точно кашель. Император обернулся и увидел инфанта. Филипп был в темной одежде и сосал лимон.
— Дон Филипп, — сказал отец, — подойди и поздоровайся со мной.
Инфант не шевельнулся и смотрел на отца трусливыми глазами, в которых не было любви.
— Это ты сжег зверька?
Инфант опустил голову.
— Если ты был достаточно жесток, чтобы сделать это, то будь же смел, чтобы признаться, — сказал император.
Инфант не ответил ни слова.
Тогда император вырвал лимон из рук сына, бросил на землю и собрался было поколотить Филиппа, который от страха намочил штаны. Архиепископ удержал его величество и шепнул ему на ухо:
— Его высочество прославится сожжением еретиков.
Император улыбнулся, и они вышли, оставив инфанта с его обезьянкой».
Не очень далеко от королевского замка, в хижине угольщика по имени Клаас, его сын Уленшпигель хочет поймать маленькую птичку, случайно залетевшую в окно.
«… Уленшпигель хотел схватить ее, как Клаас сказал ему:
— Ты чего мечешься?
— Хочу поймать ее, — ответил Уленшпигель, — посадить в клетку, кормить зерном и слушать, как она будет петь.
Птичка опять вспорхнула с жалобным писком и, проносясь из угла в угол, билась головой о стекла.
Уленшпигель все прыгал за нею, но Клаас опустил свою тяжелую руку на его плечо и сказал:
— Ты поймай ее и посади в клетку, чтобы она для тебя пела. А я тебя посажу в клетку, запертую доброй железной решеткой, и тоже заставлю тебя петь. Ты любишь бегать, да нельзя будет; ты будешь сидеть в тени, когда тебе будет холодно, и на солнце, когда тебе будет жарко. А то как-нибудь в воскресенье мы уйдем, позабыв «накормить» тебя, и вернемся только в четверг, и когда придем домой, то найдем Тиля умершим от голода, холодным и неподвижным…
Уленшпигель вскочил.
— Что ты делаешь? — спросил Клаас.
— Отворяю для нее окно.
И щегленок порхнул к окну, радостно пискнул, поднялся стрелою вверх, уселся на яблоню, чистя перышки и осыпая яростными ругательствами Уленшпигеля.
И Клаас сказал:
— Сын мой, никогда не лишай человека или животного свободы — величайшего блага на земле. Не мешай никому греться на солнце, когда ему холодно, и прохлаждаться в тени, когда ему жарко…»
Как день и ночь, как камень и хлеб положены перед тобой эти слова. Выбирай из них те, которые приносят человеку радость.