Перед вами текст изложения по русскому языку «Главная память». Текст предназначен для учеников 9 класса.
Главная память
Книжная память человечества несовершенна. Но это главная и, по сути дела, единственная память.
Археологи раскапывают древние города и клады. О, какая это благородная работа! Вдруг из песка или ссохшейся древней глины высвечивает что-то странное, какой-то предмет. Еще несколько минут — и вы держите в руках золотую вазу, которая стояла перед каким-то человеком две тысячи лет назад. Он смотрел на эту вазу, трогал руками, ставил в нее цветы.
О чем он думал? Какой он был?
Ну, ваза, что же ты? Если бы ваза могла сказать хоть полсловечка!
А она молчит. Можно разглядывать ее часами и неделями. Можно думать о том, что люди, сделавшие эту вазу, были умелыми и неглупыми. Можно еще много, о чем думать, но ваза-то молчит!
Однако бывают удивительные, редчайшие случаи, когда из глубины земли показывается непонятный предмет, совсем не такой красивый, как золотая ваза. Но у людей, наткнувшихся на него, останавливается дыхание. Это самая драгоценная находка. Никакое древнее золото не идет в сравнение с ним, потому что, пролежав немного в ярких лучах сегодняшней жизни, скромный предмет начинает говорить, Настоящими словами.
Трудно вспомнить, какая погода была три года назад в июле.
Но как представить себе пятьдесят пять веков? Пять с половиной тысяч лет?
В 1927 году немецкий ученый Ю. Иордан закончил раскопки. Посреди безлюдной пустыни, сухой и горячей, между Вавилоном и Персидским заливом возвышался холм со странным именем Варка. И вот его раскопали. И нашли город. А в городе библиотеку, которой было пять с половиной тысяч лет.
Пять с половиной тысяч лет назад какой-то человек, склонившись над столом, писал о своей стране: «О Шумер, великая земля, залитая немеркнущим светом! Твое сердце глубоко и неведомо…»
А какая-то женщина, может быть, с голубыми глазами или черными, объяснялась в любви: «Супруг, дорогой моему сердцу, велика твоя красота…»
Шумеры сочиняли стихи, строили города по четкому, точному плану*, корабли, изучали растения и животных. Там, в земле, лежали книги с доказательством теоремы, которую весь мир называет теоремой Пифагора (а Пифагора-то еще и в помине не было!), лежали книги под названием «Календарь земледельца» и «Дом рыб…»
Однажды, когда мне было шестнадцать лет, я вдруг увидела на какой-то очень старинной картине, в глубине ее, лицо женщины.
Меня как будто стукнули. Я даже не поняла, в чем дело.
Она смотрела на меня спокойно и внимательно, но мне стало не по себе. Я ушла от картины. Вернулась. Опять ушла. Я вдруг поняла, что это мой портрет. Она была похожа на меня, эта женщина времен рабовладельческого строя. Я посмотрела на нее, как в зеркало. Или, во всяком случае, мне так показалось. С тех пор что-то изменилось во мне и началась какая-то другая жизнь. Почему-то я вдруг обрадовалась этим древним людям, этой шумерской женщине, которая пятьдесят веков назад чувствовала так же, как я.
У меня вдруг появилась уверенность в том, что вот здесь, на земле, я не случайно…