Перед вами текст изложения по русскому языку «Чудо прозрения». Текст предназначен для учеников 9 класса.
Чудо прозрения
В классе было так тихо, что даже чей-нибудь нечаянный вздох казался шумным.
Евгений Михайлович Хитров вот уже четвертый день читал роман «Евгений Онегин» Пушкина — от начала и до конца. Голос его звучал просто и в то же время возвышенно. Густой, отчетливый он возбуждал душу. Над головами, над березами под высоким весенним небом, над миром властно, утверждающе носилась музыка стиха. Она завораживала до самозабвения. Чужая, незнакомая жизнь, ушедшая эпоха, ее страдания, страсти — все становилось как бы своим и вызывало чувства то восторга, то сожаления.
Навалившись грудью на парту, вытянув шею, не мигая, Есенин смотрел на учителя, и губы его шевелились, повторяя слова, точно проверяя их на вкус.
Евгений Михайлович прерывался несколько раз, чтобы унять волнение, и снова читал.
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них?
Ученики не сводили с учителя взгляда.
— Кто продолжит дальше? — Он нередко прибегал к такого рода проверкам: многие ли прочитали сами и что запомнили наизусть?
— Ты, Есенин, можешь? — спросил Хитров.
Есенин неуверенно встал, машинально расстегнул
верхнюю пуговицу белой рубашки и продолжил чтение.
Голос его становился тише, и вскоре, он перешел на шепот. Ребята подались к нему, чтобы слышать. Перед ними как бы открылась пропасть, черная, бездонная, разъединившая двух людей навсегда. Им отныне уготованы одиночество, тоска и сожаление о не свершившемся. Есенина душили слезы.
— Не могу больше читать, — прошептал он и сел, резко отвернувшись к окну.
Горячий весенний свет бушевал в мире. Солнце медленно взрывало сугробы, снег оседал, источая голубую влагу. По березам шли живые соки от корней к вершинам, и вот-вот побегут зеленые огоньки клейких листочков. Над березами, над соснами медленно двигались облака, живые, порывисто-горделивые, с откинутыми ветром густыми гривами. И внутренний взгляд Есенина независимо от него самого запечатлел в сознании образ облака-коня, которого ветер выводит на простор. Слова неожиданно выстроились в ряд: «…За ровной гладью вздрогнувшее небо выводит облако из стойла под уздцы». Образ отпечатался в памяти на будущее, про запас…
Чтение «Евгения Онегина» закончено. Учащиеся молча, не остыв от впечатления, покидали класс. Есенин все еще сидел не шевелясь. Чтение произвело в нем какой-то сдвиг, внутри свершилось чудо прозрения. Пушкин словно одарил его способностью видеть больше, дальше, глубже.
Хитров спросил:
— Любишь Пушкина, Сергей?
— Да, очень!.. И с каждым годом все больше.
— Ты правильно поступил вчера, отказавшись дальше читать свои стихи. Это отрадно, что понял, почему именно. От подражаний смолоду никто не огражден. Но если ты сам понял, что это не твое, — это уже достижение. Значит, недолго тебе щеголять- в чужих одеждах — заведешь свои. У тебя есть что ни будь новое?
— Есть! — Есенин поспешно подал листок. Учитель пробежал взглядом ровные, без единой помарки строки. С удивлением перевел взгляд на Есенина, как бы желая убедиться, что именно этим юношей написаны только что прочитанные стихи.
— Эти стихи не похожи на твои прежние. Это настоящее, Сережа. Это талантливо. Мне нравится.
— Вы правду говорите? — неуверенно спросил Есенин.
— От чистого сердца. Умно, свежо, с поэтической чистотой. И по-своему. Ты — поэт.
Есенин впервые услышал такую оценку своим стихотворным опытам.