Перед вами – очередное сочинение по творчеству великого русского драматурга Островского А.Н. Оно посвящено поэтическому образу «горячего сердца». Сочинение подойдет ученикам 10 класса.
ТЕМА «ГОРЯЧЕГО СЕРДЦА» В ПЬЕСЕ «БЕСПРИДАННИЦА»
А.Н. Островский через все свои произведения проводит образ великой русской реки Волги как символ красоты, чистоты, силы и мощи родного края. В его пьесах нас обступают страшные лики «темного царства», и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя красоту, чистоту и свет.
Волны Волги – единственно возможное место освобождения Катерины, два десятилетия спустя на берегу той же реки обрела смерть Лариса — героиня пьесы «Бесприданница». Река Волга, как река жизни, вбирает в себя жизни отдельных людей — ее ручейков- притоков и полниться, чтобы в один прекрасный момент смыть всю грязь и нечисть, промыть окна в ‘‘темном царстве”, впустить “луч света”. В поэтике Островского с замечательным мастерством слились две стихии: жестокая реалистическая стихия «темного царства» и романтическая, просветленная взволнованность «горячего сердца».
В «Беспридакнице» темное царство претерпело существенное изменение. Здесь «значительные лица в городе» — европеизированные дельцы Мокий Парменыч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов; невежественную Кабаниху сменили расчетливая Харита Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой, ловко торгующая красотой дочери, и “блестящий” барин-судовладелец Паратов. За внешним лоском хозяев жизни — бессердечное дыхание мира купли-продажи, циничного торга, бесконечного накопительства. Кнурову и Вожеватову безразлично то, что происходит в душе Ларисы, девушка для них – лишь товар, ее и ее красоту они попросту разыгрывают в орлянку. Перед роковым выстрелом, Карандышев говорит:
«Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь».
И героиня, преданная мнимыми друзьями и человеком, которого любила, наконец прозревает и видит свое место в этом обществе: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек…». Умирающая женщина благодарит своего убийцу, она не хочет жить в мире, в котором «ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
Пылкая Лариса ищет любви: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», — замечает Кнуров. Но ее любовь поругана, для Паратова она лишь развлечение: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву». Карандышев своим выстрелом дает ей избавление от страшной жизненной западни. Она уже была готова принять условия богача Кнурова:
«…Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты… Я не нашла любви, так буду искать золото».
Так циничная и жестокая власть торгашеского мира убивает «горячее сердце» женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств.
В «темном царстве» красота —всегда проклятие, красота — всегда гибель.