Сочинение РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ПОВЕСТИ-БЫЛИ Л. Н. ТОЛСТОГО «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»

Сочинение РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ПОВЕСТИ-БЫЛИ Л. Н. ТОЛСТОГО «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»

Предлагаю Вам чудесное сочинение по творчеству Л.Н. Толстого. В этом сочинении-рассуждении речь идет о роли пейзажа в повести-были «Кавказский пленник».

Текст сочинения. 

Л. Н. Толстой провел на Кавказе два года и восемь месяцев, едва ли не самых важных в его жизни, потому что именно здесь он состоялся как писатель. Здесь дано было осуществиться напряженным поискам жизненного предназначения Л. Н. Толстого. Здесь он окунулся в гущу событий народного и военного быта. Его заворожила многослойная, живая, раскованная речь. Новизна впечатлений, встречи с людьми, каждая из которых была открытием нового характера, и, наконец, участие в военных действиях — все это не только побудило его к творчеству, но и дало толчок тем мыслям и созданию образной системы, которые стали характерными для всей последующей литературной деятельности Толстого.

Кавказскую войну Л. Н. Толстой изобразил в нескольких произведениях: «Набег», «Рубка леса», «Казаки», «Хаджи- Мурат» и других. В 1872 году он написал для детей повесть- быль «Кавказский пленник».

«Кавказский пленник» — это живые, правдивые страницы истории. Они рассказывают нам, как тяжела была служба российских воинов на Кавказе в то время. Солдат и боевых офицеров Русской армии на каждом шагу подстерегала смертельная опасность: и в сражениях, и в мирной жизни им нужно было обладать огромным мужеством, выдержкой, сообразительностью, чтобы не попасть в руки противника. Замечательные художественные картины повести показывают, что русские воины и простые горцы не испытывали ненависти друг к другу. Увлекательно рассказывается в повести о злоключениях русского офицера Жилина, служившего в Кавказской армии и попавшего в плен к горцам. Жители горного аула увидели в русском пленнике хорошего, доброго человека с «золотыми руками», полезного во всяком деле. Крепко полюбила Жилина девочка Дина. Она помогла ему бежать из плена.

Л. Н. Толстой является великим мастером в изображении природы. В повести-были «Кавказский пленник» пейзаж несет важную смысловую нагрузку. В начале повести описания природы очень редки и являются необходимой частью повествования: «Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге». Прочитав эти строки, мы понимаем, почему Жилин и Костылин решили ехать одни, не дожидаясь медленно тянущегося обоза. Часто описания природы в повести носят информационный характер, но за каждым из них многое открывается для внимательного читателя: «Едут степью, разговаривают да поглядывают по сторонам. Кругом далеко видно. Только кончилась степь, пошла дорога промеж двух гор в ущелье…» (Жилин едет вдвоем с Косты- линым, обогнав русский обоз. Дорога становится опасной.) «Ехали они долго с горы на гору… выехали на дорогу и поехали лощиной…» «Стало смеркаться. Переехали еще речку, стали подниматься по каменной горе, запахло дымом, забрехали собаки…» (Жилин попал в плен, глаза его залиты кровью, он не может видеть дорогу и «ощущает» ее всем своим существом. Он уже думает о побеге и запоминает дорогу.) «Видна ему из щелки дорога — под гору идет, направо сакля татарская, два дерева подле нее. Собака черная лежит на пороге, коза с козлятами ходит, хвостиками подергивают. Видит — из-под горы идет татарка молоденькая, в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, а на голове большой кувшин жестяной с водой». (Описание спокойное, много деталей. Жилин, попавший вплен, осматривает новый для него, чужой мир, в котором он оказался.) Вышеперечисленные описания не передают настроения героев повести или ее автора, но несут большую смысловую нагрузку. Характер описания меняется по ходу повествования. Природа как бы сочувствует, старается помочь главному герою. Когда он поднимается на гору, он видит: «…На полдни, за горой, лощина, табун ходит, и аул другой в низочке виден. От аула другая гора — еще круче, а за той горой еще гора. Промеж гор лес синеется, а там еще горы все выше и выше поднимаются. А выше всех—белые, как сахар, горы стоят под снегом. И одна снеговая гора выше других шапкой стоит. На восход и на закат — все такие же горы, кое-где аулы дымятся в ущельях. „Ну,— думает,— это все ихняя сторона». Стал смотреть в русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом. На речке, как куклы маленькие, видно,— бабы сидят, полоскают. За аулом, пониже, гора, и через нее еще две горы, по ним лес; а промеж двух гор синеется ровное место, а на ровном месте, далеко-далеко точно дым стелется. Стал Жилин вспоминать, когда он в крепости дома жил, где солнце всходило и где заходило. Видит: так точно, в этой долине должна быть наша крепость. Туда, промеж этих двух гор, и бежать надо». В этом фрагменте описание местности передается с математической точностью. И это вполне оправданно. Ведь мы видим окружающий мир глазами человека, намечающего путь к свободе, и без подробностей здесь не обойтись. Далее тот же пейзаж совершенно меняет свой характер. Он становится красочным, и появляется настроение.

«Стало солнышко закатываться. Стали снеговые горы из белых — алые; в черных горах потемнело; из лощин пар поднялся, и самая та долина, где крепость наша должна быть, как в огне загорелась от заката. Стал Жилин вглядываться,— маячит что-то в долине, точно дым из труб. И так и думается ему, что это самое — крепость русская».

Здесь природа как бы указывает герою дорогу к дому и подталкивает к принятию решения. Во время побегов природа укрывает, помогает беглецу: «Прошли через двор под кручь к речке, перешли речку, пошли лощиной. Туман густой, да низом стоит, а над головой звезды виднешеньки. Жилин по звездам примечает, в какую сторону идти. В тумане свежо, идти легко…»

«Уж зарево посветлело и с одной стороны лощины все светлее, светлее становится. Ползет под гору тень, все к нему приближается». Здесь как бы звучит тревожная музыка — надо идти к своим, успеть, пока…

«Идет Жилин, все тени держится. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор,— бело, светло совсем как днем. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам, как вымерло все. Только слышно — внизу речка журчит».

В самый критический момент, когда сил уже не оставалось и возникала реальная угроза опять попасть в плен, природа снова пришла на помощь: «Вышел на край — совсем светло, как на ладошке перед ним степь и крепость, и налево, близехонько под горой, огни горят, тухнут, дым стелется и люди у костров…» «Обрадовался Жилин, собрался с последними силами, пошел под гору…»

Л. Н. Толстой сумел увидеть в армейской жизни на Кавказе и то, что ускользало от других наблюдателей: противоречие между красотой свободной природы и опасным, кровавым делом, которым заняты люди. На Кавказе Л. Н. Толстой увидел, что природа, в отличие от человека, всегда наполнена примирительной красотой и силой. Здесь мы ощущаем лермонтовские мотивы:

Окрестный лес как бы в тумане,

Синел в дыму пороховом,

А там вдали грядой нестройной,

Но вечно гордой и спокойной Тянулись горы — и Казбек

Сверкал главой остроконечной.

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: жалкий человек,

Чего он хочет!., небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он — зачем?

Вопрос остался без ответа.

С тех давних времен прошло много лет, а в человеческой сущности мало что изменилось. Так же сверкает Казбек, и так же сейчас гремят пушки на склонах Кавказских гор.

Прошлым летом я с родителями была на Кавказе. Я была очарована красотой этого края. Теперь там опять война. Не знаю, кто виноват в нынешней беде, но мне так хотелось бы, чтобы гармония природы, воспетая Л. Н. Толстым и М. Ю. Лермонтовым, распространилась и на взаимоотношения между людьми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *