Сочинение-рассуждение на тему «НАША ЛИТЕРАТУРА — НАША ГОРДОСТЬ, ЛУЧШЕЕ, ЧТО СОЗДАНО НАМИ КАК НАЦИЕЙ» М. ГОРЬКИЙ (по литературе второй половины XIX века)

сочинение по литературе второй половины 19 века

Перед вами сочинение-рассуждение по русской литературе. На сей раз сочинение посвящено не творчеству определенного автора, и не определенному произведению или циклу произведений, а анализу русской литературы второй половины XIX века. Данное сочинение озаглавлено словами Максима Горького:

Наша литература — наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией

НАША ЛИТЕРАТУРА — НАША ГОРДОСТЬ, ЛУЧШЕЕ, ЧТО СОЗДАНО НАМИ КАК НАЦИЕЙ (по литературе второй половины XIX века)

Русская классическая литература второй половины XIX века любима и известна во всем мире. Литературные деятели этого периода были абсолютно разными людьми, прошли разные жизненные пути, но их соединила русская сила разума, чести и добра. Толстой, Чернышевский, Тургенев, Добролюбов, Островский, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Некрасов и многие другие вложили неоценимый вклад в развитие нашей национальной литературы.

Новая эпоха, в которую им пришлось творить, была чрезвычайно богата по своему социально-историческому содержанию, она принесла новые идеи и темы, открыла новые пути творческих исканий, расширила границы реализма, главного направления литературы первой половины XIX века. Развитие литературы происходит на фоне падения крепостного права и реформ, последовавших за этим. Реформы охватили все уровни жизни: от системы управления до экономики и общественной расстановки сил. В стране вдет бурный и противоречивый процесс формирования гражданского общества, начинается новый разночинский этап русского освободительного движения.

Общественно-политические и философские размышления происходят в обстановке открытой борьбы социально-политических лагерей и направлений. Главной формой литературной работы становится журнальная полемика. Литературные журналы второй половины XIX века являлись центрами передовой художественной мысли. Группы писателей, публицистов, поэтов, объединившихся вокруг этих журналов, выражали свое отношение и взгляды на литературу и общественную жизнь. Так вокруг журнала «Современник» сгруппировались молодые писатели, которые вскоре стали гордостью русской литературы: Гончаров, Островский, Толстой, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Чернышевский. Последний возглавлял критический отдел журнала. В своих статьях Чернышевский выступал против представителей «эстетической критики«, которые — выдвигали теорию «чистого» искусства, независимо от общественных вопросов и целей. Он дал обоснование эстетических идей русской революционной демократии, рассматривая литературу как силу, способствующую познанию, оценке и преобразованию действительности. Идеи Чернышевского получили развитие и конкретизировались Добролюбовым в его принципах «реальной критики«, в соответствии с которыми литературные сюжеты и образы сопоставлялись с явлениями общественной жизни, ее реальными процессами и закономерностями. Журналы «Современник» и «Русское слово» являлись органами революционно-демократического лагеря, плодотворно влияя на общественное самосознание, активно вели борьбу против консервативных и либеральных направлений в русской литературе.

Произведения великих мастеров художественного слова, выпускавшиеся этими журналами, оказывали действенную помощь в такой борьбе. Они иллюстративно показывали, что в отечественной литературе складываются предпосылки новых жанровых форм, отражающих жизнь не только в индивидуальных ощущениях героев и обособленных социальных слоев населения, но и во взаимосвязанности всех сфер и стихий человеческого бытия. Салтыков-Щедрин, Герцен, Достоевский создают принципиально новые формы повествовательной прозы, совместившие признаки романа, очерка и автобиографических записок.

В «Губернских очерках» Салтыков-Щедрин не только обличает все пороки общества, но и возлагает ответственность за эти пороки и человеческие бедствия на всю систему общественного жизнеустройства. Достоевский в «Записках из Мертвого дома» создает грандиозный образ тюремно-казарменного «вынужденного общежития» людей и осмысливает его как прообраз жизненного уклада современной России. В то же время автор открывает глубинные истоки человечности, которые подпитывают ее и не дают людям погибнуть в самых страшных античеловеческих условиях.

Опору для своих гуманистических идеалов писатели революционно-демократического лагеря нашли в духовной жизни народа, в его моральном сознании и исторической судьбе. В высшей степени гуманистическими являются произведения Л.Н. Толстого, расцвет творчества которого пришелся на вторую половину XIX столетия. В автобиографической трилогии, «Севастопольских рассказах«, повести «Казаки» и других произведениях складывается творческий метод Льва Николаевича, который Чернышевский определил как «диалектика души«. Искусство «диалектики души» подлинно раскрылось в историческом романе «Война и мир«. Появление «Войны и мира» сделало Толстого величайшим русским и мировым писателем — роман был переведен на многие европейские языки. В этом романе великий художник связал воедино частную жизнь и судьбу целого народа, реальные исторические события и духовные искания вымышленных героев. Значению народа как носителю высших ценностей души человеческой отводилось в романе важное место. Толстой стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов — в Отечественной войне 1812 года.

Единодушное признание у читателей и критиков вызвал роман «Обломов» И.А. Гончарова, вышедший в либеральном журнале «Отечественные записки«. Показывая губительность «всероссийского застоя», того, что вошло в русское общественное сознание под именем «обломовщины», и противопоставляя этому проповедь «положительной» деятельности, Гончаров создает при этом очень многозначительную картину. Обломовская инертность и практическая никчемность предстает перед нами в единстве с его подлинной человечностью. Демонстрация же активной и прагматичной деятельности оборачивается открытием не преимуществ ее, а ущербности (Штольц и Ольга). Велико значение романа в историко-философском смысле. Здесь затрагивается вопрос современной цивилизации с ее вечным техническим прогрессом и влиянием ее на духовно-нравственный облик человечества.

Русская литература второй половины XIX века всегда жила самыми важными проблемами эпохи. В произведениях многих авторов, таких как Достоевский, Тургенев, Чернышевский, Чехов, Островский и других мы слышим наболевшие вопросы русской интеллигенции: «Что делать?», «Кто виноват?». Лучшие писатели прошлого мучительно искали ответы на эти и другие сложные вопросы. Главенствующая роль в их творчестве принадлежала русскому народу, его судьбам, радостям и бедам. Наряду с народностью классическая литература XIX века отличалась своим патриотизмом. Тревога за судьбы родной страны, боль, вызванная национальными бедами, стремление угадать будущее и вера в него — все это присуще всем великим писателям земли русской, при всем различии их идейных взглядов и творческих дарований. Своим высшим патриотическим долгом лучшие русские писатели считали борьбу за переустройство жизни, за благо народа, за человеческое достоинство.

По широте постановки социально-нравственных проблем и по новизне эстетических решений русская литература второй половины XIX века создавала идейно-художественные ценности неоспоримо мирового уровня. К концу XIX века она прочно вошла в духовный обиход крупнейших писателей разных стран.

Надеюсь, данное сочинение-рассуждение по русской литературе вам понравилось.

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *