Перед вами сочинение для 8 или для 9 класса под названием «Осмеянный пророк». Это сочинение-рассуждение об отношении Лермонтова к поэзии. Вероятно, вам также будет интересно это сочинение, ведь тематика у них схожа.
Текст сочинения.
Рано осознав себя поэтом, также как и Пушкин, перед которым он преклонялся, М.Ю. Лермонтов много размышлял о назначении поэта и поэзии, о трагической судьбе поэта. В юношеских стихотворениях «К другу», «Монолог», «Молитва» он говорит об изменчивости Музы, о всесжигающем пламени вдохновения, об отношение поэзии к действительности, к Родине, к миру, ко времени, об осознание поэтом своего места в обществе.
В стихотворениях М.Ю. Лермонтова нашли свое выражение и ощущение трагической несовместимости искусства и наступающего «железного века», и чувство одиночества художника, его разлада с миром.
Гибель А.С. Пушкина, потрясла М.Ю. Лермонтова и он пишет стихотворение «Смерть поэта». В этом произведении, исполненном боли и тоски, он размышляет о трагической участи поэта, осмысливает его горькую судьбу, говорит о его убийце — обвиняя не только Дантеса, чуждого России и ее культуре.
…издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы…
Главная заслуга Лермонтова в том, что он вскрыл вечные проблемы. «Смерть поэта» не только отражает трагическую судьбу Пушкина, с его ранимостью, одиночеством, и протестом против бесчестия и бездуховности, но и каждого, кто вставал на этот путь. Лермонтов еще не знал, что и ему тоже не суждено будет избежать сей страшной доли, что его стихотворение и о нем самом, как в “Маленьких трагедиях” “Реквием” Моцарта для Моцарта.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
Последние гневные строки направлены против царских палачей, которые более виновны в гибели поэта, чем настоящей убийца, т.к. направляли его руку. Лермонтов грозит им Божьим судом.
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи.
Лермонтов продолжает свои размышления о судьбе и назначении поэта и поэзии в этом мире в стихотворении «Поэт». Начинается оно с размышления о судьбе кинжала. В стихотворении проводится некоторая аналогия между клинком и поэтом.
В наш век изнеженный не так ли
Ты, поэт, свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть,
Которой свет внимал в немом благоговенье?
Поэт, глядя на клинок, размышляет о поэзии своего времени, вспоминает о том, что раньше поэзия была достойна своего назначения — она была орудием для битвы. Поэзия прошедших лет в его понимании, это колокол и в дни пиров, и в дни сражений на башне вечевой (ведь звучала она «во дни торжеств и бед народных»). Сильнее, чем у Пушкина, звучит мысль о том, что поэзия должна служить народу, утратив это свое назначение она вряд ли обретет его вновь:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?
В стихотворении «Пророк» возникает образ осмеянного и презираемого пророка. Это по сути продолжение одноименного стихотворения Пушкина, где наделенный божественным даром поэт, осознает всю тяжесть своего предназначения. Трудно выполнять «веленье Божие», потому что люди, которым он несет любовь и правду, не верят ему, насмехаются и презирают его. Но он не отступает от своей высокой миссии, возвращаясь в пустыню, где слушают его только звезды, да “тварь земная”, он продолжает свое дело. В стихотворении ярко отражается трагическое мироощущение Лермонтова.
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Еще раньше в стихотворении «Нет, я не Байрон…» Лермонтов затронул тему одиночества поэта . В нем он описал состояние души и крестный путь русского поэта «эпохи безвременья».
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще не ведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я начал раньше, кончу ране,
Мой ум немного совершит:
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Век Лермонтова — эпоха эгоистическая и прозаическая, мало заботящаяся об искусстве и больше думающая о пользе; эпоха, которой была чужда поэзия, чей небесный огонь сиял лишь для немногих.
Лермонтов, чувствовавший свое время сердцем, физически ощущал утрату: поэзией своего высокого назначения; обреченность поэта — божьего избранника, на одиночество и презрение людей. Лермонтов в своих стихах отразил судьбу поэта в государстве, где царствует невежество и бездуховность.
Эта вещая прозорливость еще раз была подтверждена его собственной судьбой.