сочинение живая россия и мертвые души

Сочинение на тему ЖИВАЯ РОССИЯ И «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Перед вами замечательное сочинение по творчеству Гоголя. Здесь автор анализирует несколько основных произведений писателя, обращая внимание, в первую очередь, на поэму «Мертвые души». Надеюсь, оно вам понравится и будет полезным в подготовке к уроку по русской литературе.

Если вам необходимо вспомнить сюжет произведения «Мертвые души» — на сайте есть краткое содержание по главам.

ЖИВАЯ РОССИЯ И «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Противоречивая натура Н. В. Гоголя вызывает споры и разногласия и по сей день. Николай Васильевич — замечательный, самобытный писатель. Из всех произведений классической литературы, с которыми я познакомился, неизгладимое впечатление оставили два: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина и «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя. И это не случайно. Гоголь увлекает читателя, заставляет плакать и смеяться со своими героями, переживать неудачи и радоваться успехам. Заставляя читателя задуматься над судьбой Родины, над самим собой, обнажает недостатки общества и каждого его гражданина.

«Никто лучше его не понимал всех оттенков русской жизни и русского характера…».

Н. А. Некрасов говорит в стихотворении «Блажен незлобивый поэт…»:

Но нет пощады у судьбы

Тому, чей благородный гений

Стал обличителем толпы,

Ее страстей и заблуждений…

Со всех сторон его клянут

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он — ненавидя.

Гоголь долго не был признан как писатель. Его произведения отличались лиризмом и красотой («Вечера на хуторе близ Диканьки»), их социальную направленность общество оценило значительно позже. Но уже тогда писательская среда приняла собрата по перу, увидев в Гоголе самобытного и чисто русского писателя. Пушкин высоко ценил Гоголя, доверял его врожденному чувству юмора, его жизненной позиции. Он сделал подарок Николаю Васильевичу — два великолепных сюжета. Один из них «Ревизор».

Завязка сюжета комедии начинается с «пренеприятного извес­тия»: «К нам едет ревизор…». Бобчинский и Добчинский, местные помещики (сплетники и подхалимы) запутывают себя и местное общество, приняв Хлестакова за ревизора. Характеры Бобчинского и Добчинского живы и по сей день, есть они и в современной литературе. В «Печальном детективе» В. Астафьева на проводах высокого чиновника из министерства присутствуют такие же две «мертвые души», готовые в любое время поддержать «сиятельство» «под круглую попку». Гоголь развенчивает подхалимство, очковти­рательство, казнокрадство чиновничества, доводит сатиру до сар­казма. Бал у городничего — кульминация всех событий, здесь “пустышка” Хлестаков, преподносит присутствующим свои знаменитые “похождения и подвиги”.

Страшное известие приходит, как гром с ясного неба: приехал настоящий ревизор. Эта весть поражает всех присутствующих, Кажется, что все вокруг замирает, каменеют и люди и природа. Гоголь, как бы подводит читателя к мысли, что все эти люди – мертвый камень, словно ужасные вурдалаки-призраки каменеют они на “рассвете” за все их мерзкие проделки. Возмездие неизбежно… Мертвые, окаменевшие души… эта, увиденная Гоголем и введенная в русскую литературу черта правящего сословия надолго определила главного врага прогресса и всеобщего достатка. Живой дух России противопоставлен «мертвым душам» чиновников, и в главной книге Гоголя, название которой символично- “Мертвые души”. Истинный смысл произведения понятен читателю уже после прочтения заголовка и нескольких абзацев. А. И. Герцен написал:

«Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие — вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».

Кто они, герои Гоголя, о которых писал критик?

Учтивый господин, Павел Иванович Чичиков, приезжает в весьма заурядный город NN. Облик его поражает изысканность вкуса, аккуратность, воспитанность. Цели приезда Чичикова неизвестна, и догадываться роднят его появление с приездом Хлестакова в “Ревизоре”. Павел Иванович также наносит визиты местным помещикам и чиновникам. В описании хозяев поместий и “жизней” крепостных, их занятий и интересов проявляется гениаль­ность гоголевского стиля, несколькими деталями характера персонажа показать всю ту бездуховность, мелочность, пустоту души. Характеры персонажей подчеркиваются обостренно точными, фамилиями-ярлыками. Помещик Манилов, считающий себя воспитанным, благородным, образованнейшим человеком, немного напоминает самого Чичикова. Но не зря дана ему эта сладкая, липкая фамилия. Взять даже его кабинету от собственной его характеристики не остается и следа. Мы видим кучки пепла, книгу, два года раскрытую на четырнадцатой странице, везде царит беспорядок — доказательство лености души и тела. Приказчик Манилова — скотина, обманщик и пьяница. И это только первый из помещиков, и не самый худший.

От главы к главе набирает силу, оттачивается обличительно- сатирический, “басенный” язык повествования Гоголя.

Манилов, Собакевич: смена фамилии, смена характера, усиливающая восприятие неумолимости омертвения помещичьих душ, завершающееся в уже почти в окаменевшем Плюшкине. Главу о нем Гоголь считал одной из самых трудных. Характеры персонажей уже вполне сложились, Плюшкин в их ряду не является исключением. Завершая галерею помещичьих «мертвых душ», он несет в себе наиболее ясные признаки неизлечимой, смертельной болезни… В период начального накопления капитала Плюшкин, был предприимчив, трудолюбив, не лишен ума и житейской зоркости. Соседи приезжали к нему поучиться «мудрой скупости». На жизнь переменчива, развалилась его семья и все пошло прахом. Плюшкин, как «скупой рыцарь» остался единственным сторожем, хранителем и «владетелем своих богатств» и это только усилило его подозрительность и скупость. Помещики не единственные «Мертвые души» в произведении, Н.В. Гоголь открывает перед читателем мертвенную сущность и городского чиновничества. Нравы правителей небольшого уездного городка, как бы транспонируются на всю Россию, дают яркое представление о властях на территории всей империи. Писатель ограничивается изображением губернских начальников, но целит выше. Жизнь городского чиновничества полна кажущейся энергией, бесполезными хлопотами, страстями, но на самом деле, все при­зрачно, как призрачны люди, его населяющие. Предметом сатиры в произведении, стали не личности, а социальные пороки, которые делают эти личности «мертвыми». Фамилии персонажей, по большей части, отражают их характеры и также не живы Коробочка, Копейкин, Плюшкин.

И главный герой поэмы не исключение, и его душа мертва. Не случайно Гоголь уделил большое внимание этому персонажу, который, следуя завету отца, копит копейку и пытаясь с ее помощью добиться всего в жизни, пусть даже путем прямого подлога. Гоголь показывает преемственность буржуазного строя от феодальных порядков помещичьего общества, и то, что и буржуазный порядок опирается на те же «мертвые» души, обличает чудовищный эгоизм и лицемерие представителей власть имущей России.

Гоголь так и не закончил своего произведения. Как свидетельствуют документы и современники, писатель хотел показать не только косность и “мертвичину” чиновников и помещиков, но и живую душу России. Одним из замыслов писателя было: показать нравственное возрождение отдельных персонажей поэмы. К сожалению, это так и осталось только замыслом.

Писатель все же создал облик живой России, хотя и в другом произведении. В поэме Гоголь показывает образ русского народа, его прекрасной души. Строки, где описывается народ, проникнуты атмосферой сердечности. Широта души, природная сметка, богатырская удаль, разящее меткое слово, заставляют нас вспомнить самые проникновенные страницы «Вечеров…» и «Тараса Бульбы» — в этом и во многом другом проявляется истинная красота души народа. За страшной пеленой мира помещичьей России, Гоголь почувствовал биение здорового народного сердца, разглядел живую Русь.

Герцен отметил, что в поэме писатель показал и «историю болезни», и «крик ужаса и стыда», и «горький упрек» современной России, и то “лекарство” от найденных симптомов заболевания — веру в свой народ, в его живые творческие силы, в его роль в развитии страны. Не случайно, что одновременно с созданием первой части «Мертвых душ», он пишет вторую редакцию «Тараса Бульбы», усиливая в ней роль народа. Пример — знаменитая речь Тараса о товариществе. Автор связывает представления о вольности, богатырстве, талантливости с русским народом. «Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» — восторженно восклицает писатель, показывая необъятные просторы России.

В «Мертвых душах», повествование прерывается лирическими отступлениями, в которых писатель сравнивает Русь с «бойкой необгонимой тройкой». Летит в свое будущее не Россия «мертвых душ», а Россия народная, обретающая свою силу в силе народа.

Н.В. Гоголь — истинный патриот России, прекрасно знающий и понимающий своих соотечественников, всем сердцем болеющий за них, человек с живой душой, каждое слово писателя обращено как бы и к нашим современникам. Гоголь призывает к «очищению души» от черствости и косности.

И. С. Тургенев так сказал о Гоголе: «Для нас он был больше, нем просто писатель: он раскрыл нам нас самих».

Надеюсь, сочинение на тему ЖИВАЯ РОССИЯ И «МЕРТВЫЕ ДУШИ» было полезным для подготовки к уроку русской литературы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *