Сатира на чиновничью Русь в комедии «Ревизор»

Сочинение на тему «Сатира на чиновничью Русь в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя.

Перед вами сочинение по произведению Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Сочинение посвящено анализу сатиры на чиновничью Русь.

Сатира на чиновничью Русь в комедии «Ревизор»

Комедия «Ревизор» была написана во времена мрачной эпохи Николая I — эпохи доносов, сыска, частых инспекторских  наездов «инкогнито». Замысел произведения Гоголь определил так:

 «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем».

В «Ревизоре» на сцену были выведены истинно русские характеры и пороки общества: взяточничество, казнокрадство, лихоимство. Распространенные в среде чиновников, они были показаны Гоголем с такой силой и убедительностью, что «Ревизор» воспринимался на уровне исторического документа.

Перед нами уездный небольшой городок в глубинке –  и «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». «Сборный город всей темной стороны» — так охарактеризовал сам писатель этот город, имеет все как в маленьком государстве, здесь и юстиция, и просвещение, и почта, и здравоохранение, и своего рода социальное обеспечение, и, конечно же, полиция.

Гоголевский город представляет собой модель государства- «пирамиду», вершина которой — маленький царек-городничий. Здесь и свой бомонд, и дамское общество, и общественное мнение, и те, кто его формирует, в лице городских помещиков-сплетников Бобчинского и Добчинского. А в самом внизу, пирамиды, под пятой чиновников и полицейских, простой народ.

Взволнованный необычайным событием, город живет неожиданно напряженной жизнью в ожидании приезда ревизора. В отношениях к ревизору раскрыты все характеры персонажей комедии. Встревоженные власти озабочены соблюдением внешних приличий, внешней благопристойности и пытаются срочно строить “Потемкинские деревни”. Рекомендации чиновникам, данные городничим, по мерам предосторожности в ожидании ревизора, не затрагивают существа вверенного им дела: речь только о соблюдении благообразия.

Главной моралью правящего режима, подчеркивает Гоголь, являлось внешнее приличие: вовремя спрятать, подкрасить, пригладить – «и никто не увидит»; важно вовремя надеть чистые колпаки на все болезни и язвы. Основа такой морали – равнодушие, презрение к человеческим жизням и страданиям. Если необходимо, чтобы в больнице было меньше больных, приличие требует, так пусть они «как мухи выздоравливают». «Отцы» города и не думают беспокоиться о реальной сущности дел. Видимый порядок, при котором грабеж, насилие — обычное дело, не должен никогда и нигде ставиться под сомнение, не должен быть подвергнут никакой ревизии. Твердо знают свои обязанности и пожарный расчет, и городничий, и его подчиненные. Единственное, что беспокоит их, — как половчее дать взятку, задобрить, пустить пыль в глаза.

Спешно производятся некие внешние улучшения: снятия арапника в присутствии, уборка улицы, по которой поедет ревизор. «Насчет же внутреннего распоряжения и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уж так самим Богом устроено».

Гоголевское построение конфликта в комедии “Ревизор” ставит всех героев в чрезвычайные обстоятельства, раскрывает глубину натуры человека, строй его чувств, когда, говоря словами городничего, «дело идет о жизни человека», все обнажается и раскрываются глубоко запрятанные черты характера.

Городничий –  воплощение здравого смысла, ловкости, хитрого расчета во всех аферах и мошенничествах, человек, «созданный обстоятельствами», «более всего озабочен тем, чтобы не пропустить того, что плывет в руки». И ему вверен город, и он в нем полновластно распоряжается, возглавляя список городских «служебных воров и грабителей». Взяточничество считает он явлением повседневным, будничным, ограничиваемым по объему только чином и общественным положением, т.е. должностной лестницей. «Смотри! Не по чину берешь!», — говорит он квартальному.

Являясь крупной фигурой, городничий предпочитает крупные куши, однако не брезгует ничем: он спокойно присваивает деньги отпущенные на строительство церкви, показав в рапорте, что она «начала строиться, но сгорела». Пренебрежительное отношение к народу, «купечеству да гражданству», сменяется на заискивание, старания завоевать расположение «ревизора» Хлестакова. При этом городничий раскрывает явно «дипломатические способности»: угождая «государственной особе», он ловко «ввертывает» Хлестакову вместо двухсот рублей четыреста, а затем, подпоив, пытается за завтраком выведать его истинные намеренья.

Круговая порука, связывающая чиновников, не обезличивает их, напротив, они неповторимы в своих хозяйственно-житейских проявлениях. Судья Ляпкин-Тяпкин известен «вольтерьянством», прочитав за всю жизнь пять или шесть книг, он «несколько вольнодумен», позволяет себе держаться независимо даже с городничим. Он оправдывает свое взяточничество: «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем?.. борзыми щенками. Это совсем иное дело».

Интересен также Земляника, попечитель богоугодных заведений, который цинично относится к вверенному ему делу, презирает бедный люд, не смущают его и замечания городничего. Он так говорит о недостатках в больнице: «Чем ближе к натуре, тем пунше, — лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». В этих словах равнодушная жестокость к судьбе людей, и оправдание этого, и попросту воровства у больных. По описанию Гоголя, Земляника — «человек толстый, но плут тонкий».

Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов —духовное ничтожество, воплощение робости и смирения. Типичные для чиновничества того времени черты отражены и в его характере: постоянный трепет и страх при одном упоминании о начальстве. Сам он говорит об этом так: «Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул».

Почтмейстер Шпекин — еще один чиновник. Он черпает свои познания о мире из чужих писем, которые он просматривает. Но его словарный запас все равно беден. Некоторые строки из писем, кажутся ему особенно прекрасными: «Жизнь моя, милый друг, течет… в эмпиреях: барышень много, музыка играет, штандарт скачет…».

Каждый герой, созданный Гоголем, своеобразен и в чем-то индивидуален, но вместе они создают облик чиновничества как единого аппарата управления и подавления страны. Все эти провинциальные чиновники раскрывают себя перед угрозой разоблачения фиктивным ревизором.

Ревизор Хлестакова – гениальный образ, придуманный Гоголем. Позднее, наряду с другими литературными героями, он станет нарицательным символом эпохи. Он олицетворяет желание мелких чиновников к преувеличению своей значимости, стремление казаться «чином повыше» и при малейшей возможности, войдя в раж, унижать себе подобных. В. Г. Белинский так охарактеризовал это: «микроскопическая мелкость и гигантская пошлость» — черты, выражающие суть «хлестаковщины» и свойственные чиновничеству России того времени.

Хлестаков, достаточно недалекий человек, вначале даже не догадывается, за кого его принимают. Живя настоящим, всецело отдаваясь «приятности» своего нового положения, он не задумывается о завтрашнем «похмелье», о расплате за чистое надувательство. Стремление порисоваться, пустить пыль в глаза проявляется в полной мере, он плетет небылицы, взвинчивая себя, о своем положении в Петербурге, врет бессюжетно, забывая в конце с чего начинал. По замыслу Гоголя, Хлестаков «не лгун по ремеслу; он забывает, что лжет, и сам начинает верит тому, что говорит». Маленький человечек, чиновник, он чувствует особенное удовольствие. изображая властного начальника, распекающего других.

Все, что говорит Хлестаков о Петербурге, о высшем обществе, картины блестящей жизни, развертываемые им, соответствуют заветным мечтам и представлению о столичной жизни уездных чиновников, поэтому и не вызывает у них ни противоречий, ни возражений. Хлестаков, в представлении чиновников — это самая душа всего чиновного николаевского общества и идеал человека в этом обществе.

В финале комедии, в знаменитой немой сцене выражена мысль Гоголя о неизбежности грядущего возмездия, надежда на торжество справедливости и закона, в лице настоящего ревизора.

Гоголь надеялся на то, что голос сатиры, сила насмешки, благородство юмора смогут если не исправить, то удержать городничих и держиморд от противозаконных, античеловечных поступков, пусть страхом перед ревизорами. Строки его комедий были продиктованы любовью к России и верой в нее. Смеясь над отрицательными явлениями жизни Гоголь заставляет читателя задуматься над ними, понять причины, весь ужас этих явлений и постараться избавиться от них.

Надеюсь, сочинение вам понравилось и оказалось полезным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *