Сочинение на тему «Народ и государство в романе А.Н. Толстого «Петр Первый» для 11 класса.

«Народ и государство в романе А.Н. Толстого «Петр Первый» - сочинение

Перед вами сочинение по творчеству А.Н. Толстого, а точнее по его роману «Петр Первый», который не был закончен автором, однако считается одним из лучших исторических романов в русской литературе.  Данное сочинение предназначено, в первую очередь, учащимся 11 класса.

 «Народ и государство в романе А.Н. Толстого «Петр Первый»

Выдающийся писатель А.Н. Толстой в своем романе «Петр Первый» затронул вечную проблему России — проблему взаимоотношений государственной власти и народа. Этот вопрос всегда волновал талантливейших писателей нашей страны, потому что такие люди ощущают себя частью своего народа, и его проблемы становятся их личными проблемами.

 А.Н. Толстой родился в 1882 году и творить ему пришлось в очень противоречивый период нашей истории: в период коренных изменений в жизни и политике страны. Чтобы как следует разобраться в настоящем, необходимо осмыслить и понять прошлое. Для этого как нельзя лучше подходит интереснейшая эпоха Петровских реформ, которую писатель выбрал для своего знаменитого исторического романа. На первых же страницах романа открывается страшное время безвластия. Царь умер, вокруг престола бушуют дворцовые интриги. Народ в тревоге и ожидании: что-то станется с Россией, в чьих руках она будет, что за судьба ждет впереди. Все народные переживания мы слышим в дорожном разговоре мужиков, и это логично, ведь русский мужик не мыслит себя вне Отечества, будущее страны — его будущее. Грядущие перемены несут неизвестность и пугают людей: за кем идти людям, кому доверить свою судьбу? Люди мечутся в душевных терзаниях, ищут ответы и делают страшные ошибки. Поддавшись влиянию хитрых сторонников царевны Софьи, народ выступает против законного наследника престола, юного Петра. Сцены бунта, жестокое убийство Матвеева, оставившие такой неизгладимый след в душе маленького царевича, наглядно показывают всю беспощадность и неразумность людей, измученных неразберихой и страшащихся своего неведомого будущего.

Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительницей Софьей и князем Василием Голицыным. Не имея решающего голоса в решении своей судьбы, народ вновь обращает свои надежды к другому правителю, надеясь найти в нем своего заступника.

Петр молод, умен, решителен и готов действовать. На пути к преобразованиям Отечества царь-реформатор ищет опору в своем народе. Он любит его и верит в его созидательные силы. Главным помощником и другом царя становится выходец из народа Меньшиков. Из крестьянских детей и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновский полки, которые впоследствии славно послужат царю и Отечеству.

Придя к власти, Петр начинает бурную реформаторскую деятельность. Он действует решительно и даже жестоко, он смело реализует свои замыслы, не учитывая при этом мнения народных масс. Заглядывая далеко в будущее, радея о процветании страны, Петр своей царской властью часто насаждает обычаи, чуждые русскому духу, и народ стихийно протестует против этого. Таким протестом явился стрелецкий бунт. Народное непонимание замыслов царя, неприятие его методов вылились в восстание. Столкнулись две силы — народ и государство. Жестокая расправа над участниками стрелецкого бунта служит ярким примером того, что государство по-прежнему не хочет видеть души народной, по- прежнему считает народ слепым орудием в своих руках. Государство, осуществляя свою политику, не испрашивает на то народного согласия и не терпит с его стороны никаких возражений. Если народ не понимает реформ, проводимых государством, это всегда оборачивается насилием, жестокостью, кровью.

Но совсем другие взаимоотношения народа с властью предстают перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, способность принести себя в жертву во благо Отечества. В эти-то моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает своим солдатам тянуть пушки, повозки во время переходов, находится в самой гуще сражения, принимая роль простого бомбардира. Противостояния нет, нет государя и его слуг. Есть русский народ, единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества.

Удивлен фельдмаршал О’Гильви боеспособностью и дисциплинированностью русской армии. Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через считанные годы русская армия разбивает непобедимые корпуса шведов. Взята неприступная крепость Нарва, взята благодаря полному взаимопониманию и доверию. Сцены осады Нарвы демонстрируют полное единение власти с народом, приведшее к окончательной победе. Глубоко символично, что именно Меньшиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позволившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву. Святая любовь к Отечеству заслоняет на время противостояние патриархального русского народа и революционного царя-реформатора.

Отвоевав у шведов устье Невы, Петр решает строить здесь новую столицу. Строительство Петербурга потребовало колоссального напряжения сил русского народа. Основная трагедия в том, что власть вновь видит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибелью сотен людей, новым ростом противостояния народа царю. Власть снова не находит иного средства реализации своих планов, кроме насилия. Прекрасный город растет на муках, на костях тысяч каторжан и крепостных. Здесь очень характерен образ каторжанина Федьки -Умойся Грязью. Вместе с ним автор протестует против произвола властей, вседозволенности, отношения к людям как к винтикам государственной машины.

Отношения между народом и государством в нашей стране очень противоречивы. Правдивый художник Толстой показал их во всем многообразии, во всей сложности. Автор романа «Петр Первый» решает для себя проблему взаимоотношений народа и власти однозначно. В творческий период А. Толстого на виду было полное взаимопонимание и удовлетворение друг другом, но внутреннее недовольство, скрытое насилие терзало и мучило страну. Рассматривая в своем романе все многообразие и сложность взаимоотношений народа и государства, Алексей Толстой отрицает решительно всякое насилие государства над своим народом, чем бы оно ни оправдывалось.

Надеюсь, сочинение «Народ и государство в романе А.Н. Толстого «Петр Первый» для 11 класса понравилось вам и помогло подготовится к уроку русской литературы.

Вам может пригодиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *