Сочинение на тему «Мотивы лирики М. Цветаевой» для 11 класса

Мотивы лирики М. Цветаевой – сочинение.

Марина Цветаева – поэтесса Серебряного века. Ее лирике посвящено следующее сочинение. Сочинение предназначено, в первую очередь, для 11 класса

Мотивы лирики Марины Цветаевой

Иногда судьба посылает поэтам тяжкие жизненные испытания, а иногда — самые благоприятные условия для развития природного дара. Вот такой яркой и красивой, хотя и трагической, была судьба Марины Цветаевой, которая является самобытным и значительным поэтом первой половины прошлого века. Ее личность и творчество резко выделялись из общепринятых представлений, взглядов и тогдашних литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова. Право на самобытность давалось Цветаевой нелегко, но силы и уверенности придавало ей четкое следование своим принципам, главному лейтмотиву жизни, который выработала она еще в юности: быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды. Смело, дерзко, но верно, хотя и породила такая принципиальность неразрешимые противоречия в личной судьбе поэтессы.

Родилась Марина Цветаева в Москве 26 сентября 1892 года:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Рябина стала символом судьбы, тоже переходной и горькой. Через всю жизнь пронесла Цветаева свою любовь к Москве, отчему дому. Ее поэзия вошла в культурный обиход, сделалась неотъемлемой частью нашей духовной жизни. Сколько цветаевских строчек, недавно еще неведомых и, казалось бы, навсегда угасших, мгновенно стали крылатыми! Стихи были для Цветаевой почти единственным средством самовыражения. Она поверяла им все:

По тебе тоскует наша зала,

Ты в тени ее видал едва –

По тебе тоскуют те слова,

Что в тени тебе я не сказала.

Новые, страстные стихи нравились многим, и победоносная слава шла к Цветаевой подобно шквалу. Если Ахматову сравнили с Сапфо, то Цветаева была Никой Самофракийской. Уже в 1912 г. выходит ее сборник стихов «Волшебный фонарь». Мягко и нежно обращение к читателю, которым открывался этот сборник:

Милый читатель! Смеясь как ребенок,

Весело встреть мой волшебный фонарь,

Искренний смех твой, да будет он звонок

И безотчетен, как встарь.                                                                                                 

В «Волшебном фонаре» нам открывается мир семьи и быта, вырисовываются любимые Цветаевой лица сестер и матери, знакомых и живописные очертания московских уголков и Тарусы:

В небе — вечер, в небе — тучки,

В зимнем сумраке бульвар.

Наша девочка устала,

Улыбаться перестала.

Держат маленькие ручки синий шар.

В этой книге у М. Цветаевой впервые появилась и уже не исчезла потом тема любви, тема вечная, незыблемая, всегда волнующая и прекрасная. Многие нынешние сборники поэзии Цветаевой открываются стихотворением «Моим стихам, написанным так рано…». Созданное в 1913 г. в пору юности, оно стало программным и пророческим:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Черед ее стихам пришел не сразу.

Стихи и поэмы Цветаевой сложны. Их нельзя читать и почитывать между делом, бездумно скользя по строкам и страницам. Поэзия ее ждет вдумчивого, углубленного постижения, требует в конечном счете усилия мысли.

В этом и была трагедия Цветаевой — трагедия одиночества и непризнанности. Но первые шаги сделаны, выстраданы, и вот уже созданы прекрасные стихотворения «Последняя встреча», «Декабрь и январь», «Эпилог», «Итог дня». В 1913 -1915 гг. Цветаева создает свои «Юношеские стихи», полные жизнелюбия, крепкого нравственного здоровья, радости и юного счастья. Эти стихи наполнены солнцем, надеждами и трепетным ожиданием будущего. Будущее грянуло революцией 1917 года. Народ, свобода, кровь, война — все смешалось. Понимание революции было сложным, противоречивым. Братоубийственная гражданская война отталкивала Цветаеву от революции:

Белый был — красным стал: кровь обагрила.

Красным был — белый стал: смерть победила.

Делить победу со смертью поэтесса не может и не желает. В 1922 г. М. Цветаева уезжает в Берлин, где она за два с половиной месяца написала около 30 стихотворений. В этом же году вышла ее книга «Версты», состоящая из стихов, написанных в 1916 г. В этой книге воспета любовь к городу на Неве, она наполнена ветром и солнцем, в ней много пространства, дорог, быстро бегущих туч и лунных ночей.

В «Верстах» есть цикл стихов, посвященных Блоку. Он для Цветаевой – «рыцарь без укоризны». Во Франции, где Цветаева прожила 14 лет, ока пишет свою «Поэму Лестницы» — одно из самых острых, антибуржуазных произведений, являющейся вершиной эпического творчества поэтессы. Но слаб поэт вдали от Родины. Цветаева верила, что только дома, она найдет истинных почитателей своего огромного таланта. И в 1939 г. Марина возвращается в Россию. Но на родине ее ожидали нищета, непечатание и семейные трагедии: арестованы ее дочь и муж С. Эфрон. Тяжела жизнь со своими терниями и ударами, но поэт живет словом и верой. Одним из последних произведений Цветаевой было стихотворение «Не умрешь, народ», которое достойно завершило ее творческий путь. Оно звучит как проклятие фашизму, прославляет бессмертие народов, борющихся за свою независимость.

Поэзия Цветаевой открыто вошла в наши дни. Наконец-то и навсегда обрела она читателя, которого при жизни ей так не хватало.

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *