Перед вами сочинение на тему «Лирический герой в поэзии А. Блока», надеюсь данное сочинение поможет вам лучше понять творчество этого великого автора.
Лирический герой в поэзии А. Блока
Александр Александрович Блок – яркий представитель символизма в русской литературе. Символизм – литературное течение, пришедшее в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и XX веков. Образы, созданные Блоком, занимают особое место в этом течении. Символисты заняли свое место в русском искусстве в эпоху, когда социальная действительность в России была до чрезвычайности зыбкой, чреватой взрывами и катастрофами. Блок с необычайной остротой чувствовал это и ждал, и жаждал некоего обновления, даже «преображения» всего человечества.
Своеобразие позиции поэта отразилось уже в первые годы его творчества в образах лирического героя. В стихотворении «Фабрика» это отчетливо видно. С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя. Но, с другой стороны, философия символизма, представляющая «новую жизнь и спасение человечества», также очень характерна для него. B стихотворении вырисовывается три образа: собравшиеся у ворот люди, «недвижный кто-то, черный кто- то», считающий пришедших, и, наконец, лирический герой — «Я вижу все с моей вершины...». Блок поместил героя на вершину, символизируя этим начальную точку своего творчества, с которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму.
В первом своем поэтическом сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» А. Блок раскрывает перед читателем особый мир влюбленного человека, возвышенные чувства и святость неземных идеалов героя. В этом лирическом цикле стихов нашла отражение идея символистов о Мировой душе, Вечной жене, которая является синтезом гармонии, добра и любви. Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме. Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было написано Блоком под впечатлением встречи в Исаакиевском соборе с Л.Д. Менделеевой, будущей женой поэта. Это ей он посвящает трепетные строки:
О, Святая,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
Лирический герой этого периода творчества Блока — романтик, для которого любовь, культ красоты и добра являются высшей ценностью.
Самое известное стихотворение Блока «Незнакомка» становится символом самого поэта — символиста. В этом стихотворении культ красоты несколько развенчан в силу столкновения идеала с прозаичной и отталкивающей реальностью. В композиции четко отражена двойственность отношения поэта к красоте: стихотворение делится на две части. Первая часть вся пронизана настроением томного ожидания «друга единственного», мечты и сказочного образа Незнакомки. Но радужные настроения эфемерны. Используя сильный звуковой ряд, умело описывая окружающий пейзаж и место встречи — трактир, автор нагнетает унылое ощущение пошлости происходящего, чем объясняет душевное состояние лирического героя. Появление Незнакомки во второй части на время преображает действительность для героя. Вновь окружающий мир как бы высвечен изнутри. Но это всего лишь на время. Вновь реальный мир окружает героя и невозможно спрятаться, убежать от него. Последняя возможность в забвении: «Ты право, пьяное чудовище, я знаю — истина в вине». В этом стихотворении Блок очень тонко раскрывает образ лирического героя, ярко описывая смену его состояний.
Стремясь полнее раскрыть внутренний мир своего героя, его жизненную эволюцию, автор пишет поэму «Соловьиный сад». Сюжетная линия поэмы – это неизбежное возвращение лирического героя из мира сладких грез и любви в серую реальность. Образ героя в этой поэме приобретает новое значение, общечеловеческую значимость. Так, многие образы поэмы имеют библейское звучание. На осле ехал Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Сад и его хозяйка — это Адам и Ева. Сад отделен от остального мира только оградой, но, войдя в сад, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться. В поэме решаются философские проблемы: выбор жизненного пути, любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен беззаботным счастьем.
С течением времени происходит переоценка ценностей в жизни и творчестве Блока, он приходит к выводу, что возможности религиозно-мистического познания жизни весьма ограничены. Изменения в блоковском мироощущении отразились и на лирике поэта, например, в драме «Балаганчик» и стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…»
Он испытывает депрессию, связанную с чувством одиночества и безысходности:
Ночь, улица, фонарь, аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так, исхода нет.
Мы ясно видим неразрывную связь лирического героя с самим поэтом. Его герой всегда несет не только лирическую нагрузку, но и становится глашатаем общечеловеческих идей, вечных ценностей.
Но Блок никогда не уходит от реальных событий. Именно в синтезе реального и идеального, в умелом отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя А.А. Блока.