И.- В. Гете. «Фауст» - сочинение

Сочинение на тему «И.- В. Гете. «Фауст»

Перед вами сочинение на тему «И.- В. Гете. «Фауст»

Двадцать восьмого августа 1749 г. во Франкфурте-на-Майне, в семье императорского советника Гете родился сын. Младенец едва подавал признаки жизни. Крайнее беспокойство матери сменилось слезами радости, когда престарелая бабушка, прислушавшись к биению сердца новорожденного воскликнула: «Он жив!»

Так начинается жизнь великого немецкого поэта и мыслителя Иоганна Вольфганга Гете. Мальчик рос в богатой среде франкфуртской буржуазной аристократии. Родители приложили немало стараний, чтобы дать сыну всестороннее образование. В раннем возрасте Гете уже писал по-немецки, по-латыни и по-гречески. Желая дать сыну высшее образование, родители отправили его сначала в Лейпцигский, а затем в Страсбургский университеты, где он изучал юридическое право и многие другие дисциплины.

Писать Гете начал рано, и уже в его ранних произведениях отражались его нетипичные взгляды на религию. Первым крупным произведением Гете была драма «Гетц фон Берлихинген с железной рукой». Позже Гете написал роман «Страдания молодого Вертера» (1774 г.). После появления этих книг Гете стал известным и признанным писателем. Молодой человек много путешествовал. Так его пребывание в Италии послужило созданию двух замечательных произведений: «Римские элегии» и «Ифигения в Тавриде».

Великий мыслитель, поэт и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гете умер 22 марта 1832 г. Его литературное и научное наследие составило более 143 томов.

Над «Фаустом» Гете начал работать еще в студенческие годы, и только за год до смерти, восьмидесятилетним стариком, Гете закончил вторую часть «Фауста».

Легенда о докторе Фаусте сложилась в Германии в эпоху Возрождения. А источником для легенды явилась подлинная личность Фауста. Жизнь его была полна диковинных приключений. Он изучал физику и химию. Как и другие маги, Фауст вел бродячую жизнь, и однажды его нашли убитым в одном немецком городке. Таинственная смерть дала повод рассказам о том, что дьявол, с которым он будто бы заключил договор, убил Фауста и унес его душу. О такой жизни, полной приключений, неясностей и тайн, и завершенной столь необъяснимо и трагически, нетрудно было создать целый ряд легенд. Гете решил создать своего Фауста и сделал это великолепно, посвятив ему почти всю жизнь.

Первая часть поэмы — трагедии начинается с «Посвящения» и двух прологов. В прологе «На небесах» мы видим божественный рай. Господь разрешает черту Мефистофелю хитрыми уловками входить в доверие Фауста, и тут мы видим яркое различие двух личностей. Мефистофель — сатана, коварный хозяин на земле, который все делает лишь в угоду себе. И Фауст — человек, стремящийся понять смысл жизни — не потусторонней, обещанной религией, а земной, основанной на действительности. Мефистофелю удается склонить Фауста на сделку. Дьявол обязался во всем служить Фаусту, а тот, если он произнесет слова «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» продаст ему душу. Такова завязка. Дальше начинается путешествие героев трагедии.

Мефистофель приводит Фауста в общество пьяниц и гуляк. Мы видим, как Фаусту чужда такая обстановка. Мефистофель тоже замечает это и решает проучить Фауста искушением земных благ. Мефистофель приводит доктора в дом ведьмы. Фауст поражен! Гете великолепно выразил это словами: «К бессмысленным их чарам отвращение питаю я…» Но Мефистофель знает, чего он хочет. Появившаяся ведьма омолаживает Фауста и делает его способным влюбиться в первую миловидную девушку. Мефистофель тайно празднует победу, но все оборачивается иначе. Фауст действительно порывисто влюбляется, но предается размышлениям.

Эта часть трагедии по праву считается самой глубокой по мысли. В этих строках Гете открывается нам как талантливый философ. Через своего героя Фауста он говорит о необходимости постигать природу, но уже не с помощью магии, а путем сосредоточенного созерцания и изучения, чем и занят Фауст. Мефистофель разочарован неудачей своих замыслов, он пытается возвратить Фауста к Гретхен, но уже поздно. Гретхен обречена на смерть. Фауст стремится помочь ей, но Гретхен отказывается от его помощи, не желая идти за ним. Фауст в отчаянии восклицает; «Она погибла!». Но вдруг голос Господа с неба опровергает это: «Она спасена!». Вот так трагично и возвышенно заканчивает Гете свою первую часть.

Вторая часть поэмы гораздо меньше известна широкому кругу читателей. Это объясняется тем, что Гете насытил ее огромным количеством символов, намеков на злободневные события. Все это требует от читателя таких разнообразных и глубоких знаний, что не всегда легко с первого раза понять подлинный смысл того или иного события.

Вся часть написана в любимом Гете античном стиле. Автор здесь воспользовался древнегреческими мифами и их героями. Мне очень трудно передать своими словами смысл и содержание этой части. Это такое тонкое и замысловатое сплетение слов, что у меня вряд ли получится выразить все, что хотел нам объяснить Гете. Я расскажу лишь о последнем и решающем монологе Фауста.

Когда смерть уже на пороге и Фауст чувствует это, он произносит слова, окончательно решившие его судьбу. Он мечтает о большом честном и добром городе, где не будет зла и насилия, где будет править справедливость и мудрость. Лишь здесь он может воскликнуть: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!».

Фауст умирает, оставив Мефистофеля без его драгоценной добычи: душу Фауста уносят ангелы. «Что? Как? Неужели меня вы даже обманули?… Расстался я с сокровищем великим…», — негодует в ярости Мефистофель.

Светлое окончание спора между Богом и дьяволом было предрешено в «Прологе на небесах». Как певец могучих творческих сил, таящихся в человеке, Гете не мог осудить Фауста и низвергнуть его в ад, во мрак небытия.

Гетевский Фауст был образом человека — строителя, полного творческих сил, видящего высшее счастье в труде. Пройдя сквозь строй заблуждений и исканий, Фауст пришел к пониманию смысла жизни.

«Фауст» явился произведением, ставившем для своего времени самые насущные жизненные проблемы. Гете призывал передовых людей не увлекаться бесплодными мечтаниями, не уходить в мистику, а избрать землю ареной разумной и полезной деятельности. И как бы не менялся мир, бессмертная поэма будет увлекать и удивлять людей глубиной художественной и философской мысли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *