Преступление и наказание — краткое содержание по частям. Часть 1.

Перед вами – краткое содержание нетленного произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и Наказание». Краткое содержание предлагается по частям. В данной главе вы найдете краткое содержание 1 части, однако, воспользовавшись навигацией, вы можете выбрать нужную вам часть.

Преступление и наказание —  краткое содержание по частям.

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Эпилог

Преступление и наказание. 1 часть – краткое содержание.

Главный герой романа — Родион Романович Раскольников, студент, бросивший учебу в университете. Каморка, в которой он проживает, очень тесная, напоминает гроб. Раскольников пытается не встречаться с квартирной хозяйкой, так как давно не платит за квартиру — нет денег. Вся обстановка комнаты, лицо Раскольникова — желтоватого оттенка (тема «желтого Петербурга» в романе сквозная). Действие происходит летом, в страшную жару. Раскольников направляется к старухе-процентщице Алене Ивановне. Она живет вместе со своей сводной сестрой Лизаветой — безмолвным, забитым существом. Лизавета «поминутно ходит беременная», работает на Алену Ивановну, находится в полной ее власти. Цель визита Раскольникова к старухе — отдать под залог часы, а заодно и запомнить малейшие детали обстановки. Последнее необходимо ему для осуществления цели иного рода — студент планирует убийство процентщицы.

Возвращаясь от старухи, Раскольников заходит в распивочную, где знакомится со спившимся чиновником Семеном Захаровичем Мармеладовым. Новый знакомый рассказывает Раскольникову о себе. Он женат, его жена Катерина Ивановна имеет от первого брака троих детей. Первым ее мужем был офицер, с которым она сбежала из дома родителей. Жизнь у Катерины Ивановны с ним не задалась — он бил ее и был отчаянным игроком. Потом он умер. От отчаяния Катерина Ивановна вышла замуж за Мармеладова, который потерял свою работу. Дочь Мармеладова от первого брака Соня, чтобы хоть как-то прокормить семью, пошла на панель. Мармеладов говорит, что пьет на ее деньги и на те, что крадет из дома, и страдает от этого. Раскольников провожает его домой. Дома Мармеладова ожидает скандал. Раскольников незаметно кладет на окошко деньги и уходит.

Раскольников и Mармеладов

Утром следующего дня Раскольников получает письмо от матери. В письме она извиняется, что не смогла прислать денег. Мать пишет, что Дуня, сестра Раскольникова, поступила в услужение к Свидригайловым. Хозяин дома обходился с ней очень плохо, а потом, обещая всяческие блага, стал склонять к любовной связи. Марфа Петровна, жена Свидригайлова, подслушала разговор, обвинила во всем Дуню и выгнала ее из дома. Марфа Петровна рассказала всему городу об этом, и знакомые отвернулись от Раскольниковых. Но потом Свидригайлов раскаялся в свое поступке, признались слуги, всплыло письмо Дуни — т. е. все прояснилось, и Марфа Петровна рассказала знакомым о том, что девушка невиновна.

Отношение к Дуне изменилось, и к ней посватался некто Петр Петрович Лужин, который собирается ехать в Москву открывать адвокатскую контору. Раскольникову становится ясно, что сестра вынуждена продавать себя, чтобы иметь возможность помогать ему. Он решает предотвратить этот брак.

Раскольников выходит на улицу. На бульваре он встречает юную девушку. Она пьяна. Судя по всему, ее, напоив, обесчестили и выставили на улицу. Рядом прохаживается хлыщ, явно примериваясь к ней. Раскольников дает городовому денег для того, чтобы тот отправил ее домой на извозчике. Студент размышляет о дальнейшем незавидном будущем этой девушки. Он понимает, что некоторое количество молодых девушек идет по этому пути, но мириться с этим он не хочет.

Первоначально Раскольников собирался к своему другу Разумихину, но передумывает. Он засыпает в кустах, так и не дойдя до дома. Ему снится страшный сон. он, еще маленький, идет с отцом на кладбище, где похоронен младший брат, мимо кабака. Там стоит ломовая лошадь, запряженная в телегу. Из кабака выходит пьяный хозяин лошади Микола. Он зовет своих товарищей садиться в телегу. Но лошадь старая и сдвинуть с места телегу не может. Микола хлещет ее кнутом. К нему присоединяются еще несколько человек. Миколка убивает ломом лошадь. Раскольников бросается с кулаками на Миколу, но отец его уводит.

Проснувшись, Раскольников думает о том, сможет он убить или нет. Он идет по улице и случайно слышит разговор Лизаветы со знакомыми. Лизавета говорит, что собирается завтра в гости. Таким образом, старуха будет одна. Раскольников заходит в трактир, где слышит разговор играющих на бильярде офицера и студента о старухе-процентщице. Они говорят, что старуха гадкая, что она сосет кровь из людей. Студент говорит, что сам бы ограбил ее и убил без каких-либо мук совести, что мерзкая старуха и так не сегодня-завтра умрет. Раскольников приходит домой и ложится спать. Проснувшись, он готовится к убийству: под пальто пришивает петлю для топора, заворачивает деревяшку с железкой, изображающие новый заклад, в бумагу, он крадет в дворницкой топор. Раскольников отправляется к старухе.

«Дверь, как и тогда, отворилась на крошечную щелочку, и опять два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты. Тут Раскольников потерялся и сделал было важную ошибку. Опасаясь, что старуха испугается того, что они одни, и не надеясь, что вид его ее разуверит, он взялся за дверь и потянул ее к себе, чтобы старуха как-нибудь не вздумала опять запереться. Увидя это, она не рванула дверь к себе обратно, но не выпустила и ручку замка, так что он чуть не вытащил ее, вместе с дверью, на лестницу. Видя же, что она стоит в дверях поперек и не дает ему пройти, он пошел прямо на нее. Та отскочила в испуге, хотела было что-то сказать, но как будто не смогла и смотрела на него во все глаза.

— Здравствуйте, Алена Ивановна, —  начал он как можно развязнее, но голос не послушался его, прервался и задрожал, — я вам… вещь принес… да вот лучше пойдемте сюда… к свету… — И, бросив ее, он прямо, без приглашения, прошел в комнату. Старуха побежала за ним… <…>

— Да что вы так смотрите, точно не узнали. — проговорил он вдруг тоже со злобой. Хотите берите, а нет — як другим пойду, мне некогда.

Он и не думал это сказать, а так, само вдруг выговорилось.

Старуха опомнилась, и решительный тон гостя ее, видимо, ободрил.

— Да чего же ты, батюшка, так вдруг… что такое? — спросила она, смотря на заклад.

— Серебряная папиросочница: ведь я говорил прошлый раз.

Она протянула руку.

— Да чтой-то вы какой бледный? Вот и руки дрожат! Искупался, что ль, батюшка?

—Лихорадка, — отвечал он отрывисто. — Поневоле станешь бледный… коли есть нечего, — прибавил он, едва выговаривая слова. Силы опять покидали его. Но ответ показался правдоподобным; старуха взяла заклад.

—Что такое? — спросила она, еще раз пристально оглядев Раскольникова и взвешивая заклад на руке.

—Вещь… папиросочница… серебряная… посмотрите.

—Да чтой-то, как будто и не серебряная… Ишь навертел.

Стараясь развязать снурок и оборотясь к окну, к свету (все окна у ней были заперты, несмотря на духоту), она на несколько секунд совсем его оставила и стала к нему задом. Он расстегнул пальто и высвободил топор из петли, но еще не вынул совсем, а только придерживал правою рукой под одеждой. Руки его были ужасно слабы; самому ему слышалось, как они, с каждым мгновением, все более немели и деревенели. Он боялся, что выпустит и уронит топор… вдруг голова его как бы закружилась.

—Да что он тут навертел! — с досадой вскричала старуха и пошевелилась в его сторону.

Ни одного мига нельзя было терять более. Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила. <…>

Удар пришелся в самое темя, чему способствовал ее малый рост. Она вскрикнула, но очень слабо, и вдруг вся осела к полу, хотя и успела еще поднять обе руки к голове. В одной руке еще продолжала держать «заклад». Тут он изо всей силы ударил раз и другой, все обухом и все по темени. Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана, и тело повалилось навзничь. Он отступил, дал упасть и тотчас же нагнулся к ее лицу; она была уже мертвая. Глаза были вытаращены, как будто хотели выпрыгнуть, а лоб и все лицо были сморщены и искажены судорогой.

Он положил топор на пол, подле мертвой, и тотчас же полез ей в карман, стараясь не замараться текущею кровию, — в тот самый правый карман, из которого она в прошлый раз вынимала ключи. Он был в полном уме, затмений и головокружений уже не было, но руки все еще дрожали. Он вспомнил потом, что был даже очень внимателен, осторожен, старался все не запачкаться… Ключи он тотчас же вынул; все, как и тогда, были в одной связке, на одном стальном обручке. Тотчас же он побежал с ними в спальню. <…> У третьей стены был комод. Странное дело: только что он начал прилаживать ключи к комоду, только что услышал их звякание, как будто судорога прошла по нем. Ему вдруг опять захотелось бросить все и уйти. <…> Ему вдруг почудилось, что старуха, пожалуй, еще жива и еще может очнуться. Бросив ключи, и комод, он побежал назад, к телу, схватил топор и намахнулся еще раз над старухой, но не опустил. <…> Вдруг он заметил на ее шее снурок… <…> После двухминутной возни разрезал снурок, не касаясь топором тела, и снял; он не ошибся кошелек. На снурке были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный образок; и тут же вместе с ними висел небольшой, замшевый, засаленный кошелек, с стальным ободком и колечком. Кошелек был очень туго набит; Раскольников сунул его в карман, не осматривая, кресты сбросил старухе на грудь и, захватив на этот раз и топор, бросился обратно в спальню.

Вдруг послышалось, что в комнате, где была старуха, ходят. <…> Вдруг явственно послышался легкий крик, или как будто кто-то тихо и отрывисто простонал и замолчал. <…> Среди комнаты стояла Лизавета, с большим узлом в руках, и смотрела в оцепенении на убитую сестру. <…> Он бросился на нее с топором; губы ее перекосились так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать.

И до того эта несчастная Лизавета было проста, забита и напугана раз навсегда, что даже руки не подняла защитить себе лицо, хотя это был самый необходимо-естественный жест в эту минуту, потому что топор был прямо поднят над ее лицом. <…> Удар пришелся прямо по черепу, острием, и сразу прорубил всю верхнюю часть лба, почти до темени. <…> Страх охватывал его все больше и больше, особенно после этого второго, совсем неожиданного убийства. Ему хотелось поскорее убежать отсюда. И если бы в ту минуту он в состоянии был правильнее видеть и рассуждать, если бы только мог сообразить все трудности своего положения, все отчаяние, все безобразие и всю нелепость его, понять при этом, сколько затруднений, а может быть, и злодейств еще остается ему преодолеть и совершить, чтобы вырваться отсюда и добраться домой, то очень может быть, что он бросил бы все и тотчас пошел бы сам на себя объявить, и не от страху даже за себя, а от одного только ужаса и отвращения к тому, что он сделал. Отвращение особенно поднималось и росло в нем с каждою минутою. Ни за что на свете не пошел бы он теперь к сундуку и даже в комнаты. <…>

Мучительная, темная мысль поднималась в нем, мысль, что он сумасшествует и что в эту минуту не в силах ни рассудить, ни себя защитить, что вовсе, может быть, не то надо делать, что он теперь делает… “Боже мой! Надо бежать, бежать!” пробормотал он и бросился в переднюю». Вдруг неожиданно кто-то позвонил в дверь. Раскольников не открывает. Те, кто пришел, обращают внимание на то, что дверь заперта изнутри на щеколду. Они заподозрили неладное. Двое идут за дворником, а один остается на лестнице, но потом не выдерживает и тоже спускается.

Раскольников тем временем выбегает из квартиры. На этаже ниже — ремонт. Посетители вместе с дворником поднимаются по лестнице. Раскольников прячется в той квартире, где ремонт. Люди поднимаются наверх, а Раскольников убегает.

Коротко об авторе:

Писатель родился в 1821 г. в Москве, в семье доктора Мариинской больницы для бедных. Когда Достоевскому было шестнадцать лет, умерла его мать. Федор Михайлович поступил в инженерное училище в Петербурге и после окончания обучения стал мелким чиновником. Будущего писателя всегда влекла литературная деятельность. Он начал писать роман о том, о чем знал не понаслышке, — о жизни мелкого чиновника. Роман «Бедные люди» сразу же привлек к себе внимание. О писателе заговорили в литературных кругах. Достоевский первым показал социальную трагедию маленького человека. Последующие произведения — «Двойник», «Хозяйка», «Господин Прохарчин», «Белые ночи», «Слабое сердце» — продолжают эту тему.

С 1847 г. писатель начинает посещать собрания кружка М. В. Петрашевского, за что в 1849 г. попадает на каторгу. После четырех тяжелых лет Достоевский зачислен рядовым в Сибирский линейный батальон. Тяжелые условия существования спровоцировали развитие эпилепсии. Только через десять лет писатель получил разрешение вернуться в Петербург. К тому времени он был сильно нездоров и надломлен нравственно.

Именно каторга дала Достоевскому материал для романа «Записки из мертвого дома». Писатель много работает. В 1860—80-х гг. появляются его романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и другие произведения, принесшие всемирную славу великому мастеру слова.

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *