Преступление и наказание. 4 ЧАСТЬ. Краткое содержание

Перед вами – краткое содержание четвертой части нетленного произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и Наказание».  

Напомним:

«Преступление и наказание» — социально-психологический и социально-философский роман Фёдора Михайловича Достоевского, над которым писатель работал в 1865—1866 годах.

Впервые опубликован роман был в 1866 году в журнале «Русский вестник» (№ 1, 2, 4, 6—8, 11, 12).

В данной статье вы найдете краткое содержание 4 части. 

Если это не та часть, которую вы искали, воспользуйтесь навигацией ниже.

Преступление и наказание —  краткое содержание по частям.

 

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Эпилог

Краткое содержание 4 части «Преступления и Наказания»

Свидригайлов рассказывает Раскольникову о смерти своей жены. Он говорит, что вины его в этом нет. С Дуней, уверяет он, вышло все случайно, он же имел самые лучшие намерения, просто женщины иногда любят быть оскорбленными.

Жену он не бил, только хлыстиком два раза стегнул, поскольку она относилась как раз к таким женщинам, «с которыми и самый что ни на есть прогрессист за себя поручиться не сможет…». Свидригайлов рассказывает о себе: в молодости он был шулером, кутил, у него было много долгов. Именно за долги его посадили в тюрьму. А тут подвернулась Марфа Петровна. Она выкупила его из тюрьмы за «тридцать тысяч сребреников», семь лет жили в деревне безвыездно. Все это время она документ о тридцати тысячах держала на чужое имя, на тот случай, если бы ему вздумалось взбунтоваться.

На именины Марфа Петровна подарила Свидригайлову и этот документ, и немалую сумму денег. Свидригайлов говорит, что ему уже трижды являлось привидение Марфы Петровны. О себе Свидригайлов говорит, что он человек «развратный и праздный», что он, возможно, болен, и что между ним и Раскольниковым много общего. Он предлагает Раскольникову помочь в том, чтобы расстроить свадьбу Дуни и Лужина, даже готов дать Дуне компенсацию в десять тысяч рублей, только чтобы она не выходила замуж за Лужина. Свидригайлов просит Раскольникова передать это Дуне. Говорит, что по завещанию Марфы Петровны Дуня получит три тысячи рублей. Просит о том, чтобы один раз встретиться с Дуней, так как скоро либо жениться на «одной девице», либо «отправится в вояж» (совершит самоубийство). Свидригайлов уходит. Раскольников и Разумихин идут к матери и Дуне. Туда же приходит Лужин. Обстановка напряженная. Мать и Лужин говорят о семье Свидригайловых.

Лужин рассказывает, что, со слов покойной Марфы Петровны, Свидригайлов был знаком с какой-то процентщицей Ресслих. У нее жила дальняя родственница, глухонемая девочка лет четырнадцати. Она повесилась на чердаке. Поступил донос, что Свидригайлов «жестоко оскорбил ее», и это явилось причиной самоубийства. Марфа Петровна заплатила немало денег, чтобы замять это дело. Лужин также рассказывает о слуге Филиппе, которого Свидригайлов истязаниями довел до самоубийства. Дуня возражает, что Филипп был ипохондрик и удавился скорее от насмешек Свидригайлова, что Свидригайлов, напротив, обращался со слугами хорошо, хотя те и винили его в смерти Филиппа. Раскольников рассказывает о визите Свидригайлова и том, что Дуне завещаны деньги Марфой Петровной. Начинается выяснение отношений между Раскольниковым и Лужиным. Дело заканчивается скандалом, и Лужина выгоняют. Выясняется, что Лужин — клеветник. Негодующий Лужин вынашивает планы мести. Он собирался жениться на бедной девушке для того, чтобы властвовать над ней безраздельно. Он рассчитывал с ее помощью сделать карьеру, потому что понимал, что в обществе Петербурга красивая и умная жена будет в центре внимания, что поспособствует его продвижению по службе. Теперь из-за вмешательства Раскольникова все его планы рухнули.

Раскольников рассказывает Дуне и матери о предложении Свидригайлова, но при этом говорит, что от этого человека ничего хорошего ждать не приходится. Разумихин рад тому, что Лужина прогнали. Он развивает идею о том, что на эти деньги, плюс тысячу, которая есть у Разумихина, можно заняться книгоизданием.

Раскольников вспоминает об убийстве. Он говорит родным, что, может быть, они видятся в последний раз. Разумихин догоняет его и просит не бросать мать и сестру. Раскольников отправляется к Соне. Девушка живет в очень бедной и убогой обстановке. Соня говорит, что, несмотря ни на что, любит Мармеладова и Катерину Ивановну, у которой чахотка и которая скоро умрет. Раскольников говорит, что в этом случае дети попадут на улицу и с Полечкой станет то же самое, что и с Соней. Но Соня верит, что Бог не допустит этого. Раскольников говорит, что Бога нет. Он встает на колени перед Соней. Она протестует. Но он говорит, что поклонился не ей, а «всему страданию человеческому». Раскольников спрашивает Соню, почему она не покончит жизнь самоубийством. Она отвечает, что тогда дети останутся одни. Раскольников сознает, что перед ним чистое существо, несмотря на то, что его окружает грязь. Девушка верит в Бога, на комоде в ее комнате лежит Евангелие, которое подарила Соне Лизавета. Раскольников просит Соню почитать ему Евангелие. Она читает эпизод о воскресении Лазаря.

«— Я о деле пришел говорить, — громко и нахмурившись проговорил вдруг Раскольников, встал и подошел к Соне. Та молча подняла на него глаза. Взгляд его был особенно суров, и какая-то дикая решимость выражалась в нем.

— Я сегодня родных бросил, — сказал он, — мать и сестру. Я не пойду к ним теперь. Я там все разорвал.

—Зачем? — как ошеломленная спросила Соня. Давешняя встреча с его матерью и сестрой оставила в ней необыкновенное впечатление, хотя и самой ей неясное. Известие о разрыве выслушала она почти с ужасом.

—У меня теперь одна ты, — прибавил он. — Пойдем вместе… Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!

Глаза его сверкали. “Как полоумный!” — подумала, в свою очередь, Соня.

—Куда идти? — в страхе спросила она и невольно отступила назад.

—Почему ж я знаю? Знаю только, что по одной дороге, наверно знаю, — и только. Одна цель!

Она смотрела на него и ничего не понимала. Она понимала только, что он ужасно, бесконечно несчастен. — Никто ничего не поймет из них, если ты будешь говорить им, — продолжал он, — а я понял. Ты мне нужна, потому я к тебе и пришел.

—Не понимаю… — прошептала Соня.

—Потом поймешь. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это все равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной… Но ты выдержать не можешь, и, если останешься одна, сойдешь с ума, как и я. Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдем!

— Зачем? Зачем вы это! — проговорила Соня, странно и мятежно взволнованная его словами.

— Зачем? Потому что так нельзя оставаться — вот зачем! Надо же наконец рассудить серьезно и прямо, а не по-детски плакать и кричать, что бог не допустит! Та не в уме и чахоточная, умрет скоро, а дети? Разве Полечка не погибнет? Неужели не видала ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор. А ведь дети — образ Христов: «Сих есть царствие Божие». Он велел их чтить и любить, они будущее человечество…

— Что же, что же делать? — истерически плача и ломая руки, повторяла Соня.

— Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь… Свободу и власть, а главное — власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель! Помни это! Это мое тебе напутствие! Может, я с тобой в последний раз говорю. Если не приду завтра, услышишь про все сама, и тогда припомни эти теперешние слова. И когда-нибудь, потом, через годы, с жизнию, может, и поймешь, что они значили. Если же приду завтра, то скажу тебе, кто убил Лизавету. Прощай!

Соня вся вздрогнула от испуга.

— Да разве вы знаете, кто убил? — спросила она, леденея от ужаса и дико смотря на него.

— Знаю и скажу… Тебе, одной тебе! Я тебя выбрал. Я не прощения приду просить к тебе, я просто скажу. Я тебя давно выбрал, чтоб это сказать тебе, еще тогда, когда отец про тебя говорил и когда Лизавета была жива, я это подумал. Прощай. Руки не давай. Завтра!

Он вышел. Соня смотрела на него как на помешанного; но она и сама была как безумная и чувствовала это. Голова у ней кружилась. “Господи! как он знает, кто убил Лизавету? Что значили эти слова? Страшно это!” Но в то же время мысль не приходила ей в голову. Никак! Никак!.. “О, он должен быть ужасно несчастен!.. Он бросил мать и сестру. Зачем? Что было? И что у него в намерениях? Что это он ей говорил? Он ей поцеловал ногу и говорил… говорил (да, он ясно это сказал), что без нее уже жить не может… О господи!”»

В соседней комнате весь разговор подслушивает Свидригайлов.

Утром Раскольников идет к Порфирию Петровичу. Он знает, что следователь очень хитер и умеет распутывать сложные дела. Порфирий Петрович понимает психологию Раскольникова. Он рассказывает, как люди совершают преступления и не попадаются, но один не рассчитал «натуры своей», все сделал, как нужно, но в самый неподходящий момент упал в обморок. Раскольников понимает, что следователь подозревает его, и кричит: «Не позволю!» Следователь говорит, что знает, как Раскольников после убийства старухи ходил на квартиру, разговаривал с дворником и т. д. Раскольников кричит, что нужны факты. Неожиданно в комнату врывается Миколай и сознается в убийстве старухи. Следователь растерян. Раскольников уходит, но перед уходом следователь говорит, что они еще увидятся. Перед выходом Раскольников встречает мещанина, который назвал его «убивцем». Мещанин просит прощения за «злобные мысли». Раскольников опоздал на похороны Мармеладова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *