кому неа руси жить хорошо - энциклопедия народной жизни

ПОЭМА НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?» — ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ – сочинение-рассуждение для 10 класса.

Перед вами – отличное сочинение-рассуждение для 10 класса на тему «Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» — энциклопедия народной жизни». Сочинение рассчитано, прежде всего, для учеников 10 класса, однако может быть использовано и в других классах.

В данном сочинении анализируется основная тема произведения – жизнь простого народа на Руси.  Автор сочинения уделяет внимание стилистике поэмы, анализируя те художественные средства, которые помогают Некрасову добиться поэтической точности в создании этой энциклопедии народной жизни.

Сочинение-рассуждение «Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» — энциклопедия народной жизни»

Поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» принято называть поэмой-эпопеей. Эпопея — это художественное произведение, с максимальной полнотой изображающее целую эпоху в жизни народа. В центре некрасовского произведения — изображение пореформенной России. Некрасов писал свою поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее «по словечку«. Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Автор хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена, помешала смерь поэта. Таким образом основной темой произведения осталась жизнь народа, жизнь крестьян.

С необычайной яркостью и отчетливостью предстает перед нами эта жизнь. Все невзгоды и беды, которые приходится терпеть народу, вся эта трудность и суровость его существования. Несмотря на реформу 1861 года, освободившую крестьян, они оказались еще в худшем положении: не имея своей земли, они попали в еще большую кабалу.

Автора тревожит мысль о невозможности такой жизни, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении.

Этот мотив голодной жизни бедного мужика, которого «тоска- беда измучила» с особой силой звучит в народных песнях, которых довольно немало в произведении. Стремясь воссоздать со всей полнотой картину народной жизни, Некрасов использует и все богатство народной культуры, все многоцветие устного народного творчества.

Однако, напоминая о народном таланте выразительными песнями, Некрасов не смягчает красок, показывая тут же нищету и грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названиями тех мест, откуда родом крестьяне- правдоискатели:

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова –

Неурожайка тож…

В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа и «счастие мужицкое, дырявое с заплатами, горбатое с мозолями«, и «голодные дворовые, покинутые барином на произвол судьбы» — все люди «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие«.

Перед нами встает целая сеть ярких разнообразных образов: наряду с бездейственными холопами вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата появляются сохранившие подлинную человечность и душевное благородство образы Матрены Тимофеевны, богатыря Савелия, Якима Нагого, Ермила Гирина, старосты Власа, семи правдоискателей и других. Эти лучшие из крестьян в поэме сохранили в себе способность к самопожертвованию, у каждого из них есть своя задача в жизни, своя причина «искать правду», но они все вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Уже появляются люди, которые с искренностью могут сказать такие слова:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

Например, в Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюба, крестьянского праведника. Яким Нагой способен глубоко понять то, в чем состоит сила и слабость крестьянской души:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная,

Гневна, грозна — и надо бы

Громом греметь оттудова,

Кровавым лить дождям

А все вином кончается!

Яков Нагой живет той же трудолюбивой, нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но, наделяя его непокорным нравом и тягой к возвышенному (история с картинками), Некрасов пытается наметить в этом образе стремление крестьянства к духовной жизни, показать, что в душах народа уже назревает протест против существующих условий жизни. Но пока он мало заметен и не заявляет о себе.

Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния, чуть не кончает самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила говорит нам о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянина.

Однако, непосредственно в бунт крестьянский протест превращается в главе «Савелий — богатырь святорусский«. Убийство немца- притеснителя, произошедшее стихийно, олицетворяет собой крупные крестьянские бунты, которые тоже возникали стихийно, как ответ на жестокие угнетения со стороны помещиков.

Савелий-богатырь является самым положительным образом в поэме. В нем живет дух бунтаря, ненависть к угнетателям, но при этом сохраняются и такие человечные качества, как искренняя любовь, сила духа, чувство человеческого достоинства, понимание жизни и способность глубоко сопереживать горю других.

Именно такие герои, а не кроткие и покорные были близки Некрасову. Поэт видел, что пробуждается сознание крестьянства, накипает бурный протест против угнетения. С болью и горечью он осознавал страдания народа, но все же с надеждой смотрел в его будущее, порой в «сокрытую искру» могучих внутренних сил:

Рать поднимается

Неисчислимая,

Сила в ней кажется несокрушимая.

Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, основной мотив поэмы-мотив поиска крестьянского счастья. Здесь можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Матрену Тимофеевну, чей образ вобрал в себя все то, что могла бы пережить и испытать русская женщина-крестьянка. Ее огромная сила воли при столь многочисленных страданиях и лишениях была свойственна всем русским женщинам, самым обездоленным и забитым существам на Руси.

Конечно, в поэме есть еще много интересных образов: «холопа примерного Якова верного«, который сумел-таки отомстить своему барину; работящих крестьян из главы «Последний», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и еще много других образов.

Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Поэтому-то и можно, я считаю, назвать поэму Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?” энциклопедией народной жизни. Поэт, как эпический художник, стремился к полноте воссоздания жизни, к выявлению всего многообразия народных характеров. Поэма, основанная на фольклорном материале, создает впечатление исполняемой на многие голоса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *