ОБЛИЧЕНИЕ НЕСПРАВЕДЛИВОЙ ВЛАСТИ В КОМЕДИИ ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ» — сочинение для 8 класса

Сочинение по произведению Фонвизина Недоросль

Прежде чем обратиться к тексту сочинения на тему «Обличение несправедливой власти в комедии Фонвизина «Недоросль», давайте вспомним, какие задачи ставил перед собой автор при написании данного произведения.

Фонвизин "Недоросль"

Текст сочинения на тему «ОБЛИЧЕНИЕ НЕСПРАВЕДЛИВОЙ ВЛАСТИ В КОМЕДИИ ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»

В своей комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин поднял две общественные проблемы. Первая — несправедливая власть дворянства, вторая — воспитание истинного гражданина и патриота.

Остановимся подробней на первой проблеме. Время, в которое жил Фонвизин, для страны было очень сложным и неоднозначным. В 1762 году императрица Екатерина издала «Указ о вольности дворянства». В соответствии с Указом крестьяне стали полной собственностью помещиков, которые, как только могли, эксплуатировали и угнетали крепостных. Права помещиков-крепостников ничем не ограничивались в отношении крестьян.

Ярким примером злонравной помещицы в комедии «Недоросль» стала госпожа Простакова. Ее брат Скотинин и сын Митрофан также принадлежат к классу тиранов-крепостников.

Простакова, именуемая автором «госпожой», является  главою всей семьи. Она невежественна, беспощадна и  жестока. Она держит в страхе и беспрекословном повиновении своих родных и домочадцев. Об отношениях с крепостными и говорить не приходится: тут она дает волю своей разнузданной натуре, что ни слово —  то брань. Перед ней пикнуть не смеет и ее любимое чадо — Митрофанушка, избалованный и ленивый барчук. Даже ее брат, Скотинин, позволяет играть собой, как мячом: то она вызывает его к себе в деревню, чтобы женить на Софье, то резко меняет свое решение, и ему ничего не остается делать, как несолоно хлебавши возвращаться домой.

Целыми днями Простакова только и делает, что кричит и избивает крепостных. Все черты характера этой госпожи меркнут в свете ее отношения к крепостным. Можно ли сомневаться в том, что прообразом Прост аковой Фонвизин видел Салтычиху, жестокую и своенравную помещицу.

Скотинин, как и его сестра, — ужасный помещик. Это даже не человек, а скот. Недаром Д.И. Фонвизин использует в своем бессмертном произведении говорящие фамилии, и фамилия этого персонажа, как нельзя лучше, говорит сама за себя. Скотинин готов содрать со своих крепостных крестьян все, что только можно и даже чуть больше. Как он сам сказал своей сестре: «Сколько меня соседи не обижали, сколько убытку не делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток… сдеру с своих же крестьян». Из этой фразы ясно видно его деспотичное отношение к крестьянам.. Нетрудно представить, в каких условиях живут крепостные Скотинина и госпожи Простаковой.

Митрофан, главный герой комедии, под стать матери. Он необычайно глуп, невежественен. Он —  бездельник, паразит, самодур в обращении с крестьянами и слугами. Он откровенно груб со своими учителями, его поведение граничит с хамством. Желая, казалось бы, получить образование, Митрофан не хочет потрудиться запомнить хоть что-нибудь из урока. Для семьи Простаковых образование, как таковое, ничего не значит. Для них лишь важно, чтобы в обществе не говорили об их невежестве. Зачем им география? На та извозчик есть, чтоб знать куда везти. Митрофан, как и его мать, открыто демонстрирует свое презрение к учителям: «Ну! Давай доску, гарнизонная крыса!” — обращается недоросль к Цифиркину, учителю арифметики.

К своим родным Митрофан относится, несомненно не так, как к крепостным, но и не так, как должно благовоспитанному юноше. В самом конце мы видим его отношение к своей матери: отвяжись, матушка, как навязалась…». Ни уважения, ни почитания родителей не слышно в этих словах. Да и откуда им взяться, ведь в этой семье такие понятия не живут. Все здесь держится на страхе да на скандале.

В будущем Митрофан будет обычным русским помещиком- крепостником, грубым и своевластным, тупым и бездеятельным.

Заключительная реплика Стародума, которой завершается комедия «Недоросль”: «Вот злонравия достойные плоды!» — придает всей пьесе особое политическое звучание. Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти превращается во вседозволенность и личную распущенность крепостников. Это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести.

В образе Митрофанушки мы видим типичного представителя правящего класса России того времени. Из таких вот тупоголовых Митрофанушек и состояли государственные организации и учреждения, где правили взяточничество, подкуп и халатное отношение к должностным обязанностям.

Власть, находящаяся в руках таких людей, обязательно будет несправедливой и негуманной по отношению к народу.

Произведение Фонвизина до сих пор остается актуальным.

Значение комедии Недоросль

Вам может пригодиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *