Н.С. Лесков «Левша» — краткое содержание, краткий пересказ

Перед вами – краткое содержание произведения «Левша», написанного Н.С. Лесковым. Критикуя современные социальные отношения, писатель воссоздает парадоксальную реальность — анекдотическую, а порой трагическую. Народ в его произведениях — праведники и чудаки — достигает символического величия.

ЛЕВША — краткий пересказ

ЛЕВША (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)

Александр Павлович, российский император Александр I, после окончания Венского совета решает объехать Европу и «чудес посмотреть». С ним едет донской казак Платов, которому иноземные диковины не кажутся лучше российских. Соревнуясь с Платовым, англичане выдумывают разные хитрости, чтобы отвлечь государя от русского. Александр Павлович восторгается их искусностью, но не осмеливается говорить о достижениях русских умельцев. В оружейной кунсткамере император удивляется, а казак говорит: «Мне здесь то одно удивительно, что мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали». На пистолете «неподражаемого мастерства», от тонкости которого ахает император, Платов находит подпись русского мастера. Сконфуженные англичане готовят новое удивление: последней кунсткамере государю показывают крошечную, невидимую на подносе стальную блоху. Насекомое заводится совсем невидимым ключиком и танцует кадриль. Император в восторге, дает англичанам миллион серебром и получает блоху «в дар». Футляр, без которого блоху легко потерять, продают за пять тысяч. Александр говорит английским мастерам, что они первые мастера на свете и русские ничего подобного сделать не могут. Тут Платов уже возразить не может, но по дороге в Россию доказывает, что наши мастера все могут, только «им полезного ученья нет». Едут они в Таганрог к попу Федоту. Александр Павлович исповедуется ему и вскоре умирает.

Его преемник, Николай Павлович, разбирает вещи родственника и интересуется, почему так бережно хранится блоха. К нему приходит Платов, показывает, как пляшет «инфузория» и говорит, что надо ее «подвергнуть русским пересмотрам». Николай Павлович не любит уступать иностранцам, он поручает Платову везти блоху тульским мастерам и съездить на Дон для беседы с казаками.

Тульские оружейники, не сказав Платову, что они собираются делать, просят оставить им блоху, а забрать на обратном пути с Дона. Трое самых искусных оружейников уходят из города в Мценск — поклониться «мценскому Николе», а потом запираются в доме одного из них, косого Левши, и не выходят до возвращения Платова. Но и закончив работу, мастера не рассказывают казаку, в чем  же она заключалась. Не поверив оружейникам, Платов везет Левшу в Петербург. Николай Павлович и его дочь Александра обнаруживают, что блоха перестала танцевать. Разгневанный Платов треплет Левшу, а тот советует взять микроскоп помощнее и посмотреть на ножку насекомого. Тульские умельцы подковали блоху и поставили на подковах свои имена, а Левша сделал гвоздики для подков. Ни подписи, ни гвоздики разглядеть нельзя, мастера делали их, полагаясь на свое зрение.

Платов просит у Левши прощения и дает ему сто рублей. Государь приказывает отправить блоху англичанам в качестве подарка. Левша, помытый, стриженый и одетый в парадный кафтан, едет с особым курьером в Англию. Еды у них мало, зато Платов дает в дорогу вдоволь вина. Приехав в Англию, курьер относит шкатулку с блохой, а Левша остается в гостинице. Рассмотрев блоху, англичане идут знакомиться с Левшой. Называют его хорошим мастером, но тот признается, что у него нет образования, он не знает даже арифметику, и все его товарищи такие же, поэтому блоха перестала танцевать — не рассчитали вес подков.

Левше предлагают остаться в Англии, учиться, жениться, но он отказывается, говоря, что от православной веры не откажется. Уговаривают его только остаться погостить и посмотреть заводы, а при желании — отправиться назад, в Петербург, на корабле.

Русского курьера отправляют домой, а Левша начинает знакомиться с производством. Все порядки ему нравятся, особенно отношение к работникам — они одеты, обуты, сыты и обучены. К удивлению англичан, особое внимание Левша уделяет тому, как содержатся старые ружья. Новые посмотрит и говорит, что и в России так могут, а старые кажутся ему лучше. Он любопытствует, смотрели ли ружья русские генералы. Получив утвердительный ответ, спрашивает, в перчатках они были или без них. Ему отвечают, что в перчатках. На это Левша ничего не говорит, но начинает беспокоиться и скучать. Решает ехать домой. Его с подарками сажают на корабль, и Левша плывет в Россию. Среди господ в каюте ему сидеть не хочется, весь путь он проводит на палубе. Познакомившись с голшкипером, заключает пари, кто кого перепьет, и оба пьют, не уступая друг другу, пока одновременно не видят чертей. Капитан запирает спорщиков до Петербурга. По прибытии англичанина-голшкипера отправляют в посольский дом, а Левшу отвозят в квартал. У него не находят документов, отбирают подарки и деньги, отвозят в открытых санях в больницу для неизвестных умирающих. Ослабев от пьянства и болезни, левша не может сказать ни слова. Англичанин на следующее утро идет искать «русского камрада», находит его на полу больничного коридора, жаждущего сказать «два слова государю». Англичанин идет к графу Клейнмихелю, но тот отказывает в помощи — ему не нравятся слова голшкипера о Левше: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». Англичанина направляют к Платову, но тот не может помочь: он закончил службу и не имеет влияния. Платов отсылает к коменданту Скобелеву. Комендант отправляет к Левше доктора из духовного звания, Мартын-Сольского. Левша уже при смерти, просит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, надо, чтобы и у нас не чистили, а то они портятся. Перекрещивается и умирает. Доктор докладывает о наказе Левши графу Чернышеву, но тот его не слушает: «В России на это генералы есть». Ружья продолжают чистить кирпичом до Крымской компании. А как стали заряжать — пули в ружьях болтаются. Мартын-Сольский напоминает Чернышеву о словах Левши, но тот грозит ему, чтоб не вмешивался не в свое дело.

В последней главе автор говорит, что не нужно забывать эти «дела минувших дней». Имени Левши мы не знаем, но «как миф он интересен, а его похождения могут служить воспоминанием эпохи». Таких мастеров в Туле уже нет, механизированный труд сравнял неравенство талантов и дарований. Прежняя старина для рабочих — это их эпос с очень «человечкиной душою».

Надеюсь, данное краткое содержание «Левши» было вам полезным 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *