Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Ещё земли печален вид…»

«Ещё земли печален вид…» - анализ стихотворения.

В данном сочинении-анализе стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид» можно увидеть, как толкование различных изобразительно-выразительных средств, в первую очередь тропов, помогает уяснить смысл лирического произведения.

«Ещё земли печален вид…» — анализ стихотворения.

Человек всегда был неотъемлемой частью природы, которая на протяжении многих тысячелетий кормила его, одевала, давала кров. Но с ростом урбанизации всё изменилось. Многие из нас утратили естественное, изначально заложенное в каждом человеке чувство гармонии и единства с окружающим миром.

Один философ назвал поэзию «чистым родником в искусстве». Разумеется, речь шла о настоящей поэзии. Ведь именно она помогает людям разобраться в простых и одновременно сложных вещах. Тему взаимодействия природы и человека затрагивали многие поэты.

Но особенно выразительны и проникновенны в этом плане стихотворения Ф. И. Тютчева, ибо чуткая душа этого человека была способна чувствовать не только себя в природе, но и природу в себе.

В стихотворении «Ещё земли печален вид…» Тютчев использует приём образного параллелизма, сопоставляя явления природы и состояние души человеческой. В первой строфе перед нами предстаёт образ ещё не проснувшейся от зимнего сна природы. Именно образ, так как природа воспринимается поэтом, как живая, наделённая качествами, присущими человеку. Об этом говорят олицетворения: природа «не проснулась», «весну послышала она» и «ей невольно улыбнулась».

В первых же строчках мы видим антитезу: «печальный вид» земли противопоставляется свежему, «весною» дышащему воздуху. Метафора «печален вид» в первой строке помогает выделить слово «земли», чтобы усилить контраст между зимней, ещё спящей природой, и уже просыпающейся, изображённой во второй строке. Примечательно, что едва приметное дуновение весны пока ощущается только в воздухе. Подвижность воздушных масс рисуется с помощью ряда глаголов: «дышит», «колышет», «шевелит». И тут же в противопоставление им показывается неподвижное, «мёртвое» состояние земли, изображённое с помощью эпитета. Об этом говорит и значение глаголов. «Колыхать», «шевелить» —это приводить в движение застывшие в каком-либо одном положении предметы. Созданию «дышащего» «весною» образа воздуха способствует и аллитерация на «ш» в этих глаголах, помогающая уловить слухом это еле заметное шевеление предметов на пробуждающейся земле: мёртвого в поле стебля, ветвей елей. Пробуждение природы дорисовывается и с помощью эпитета «редеющего сна». Слово «сон» помогает понять, почему «ещё земли печален вид», а эпитет показывает, что уже недолго остаётся земле оставаться в этом состоянии. Причём в смысловом отношении этот эпитет необычен, потому что в прямом значении применительно к слову «сон» его употребить просто невозможно.

Что значит редеющий сон? Слово «редеть» обозначает «становиться редким, уменьшаться в числе», а слово «редкий» — «такой, в котором части расположены на известном расстоянии, с промежутками» (Словарь Ожегова). Но сон количественно измерить нельзя. И представить пространственные промежутки в сновидениях тоже проблематично. Это если подходить к значению слова в стихотворении буквально. А вот воображению ярко представляется недолговечность сна природы, тем более, что этому способствует ещё и звучание слова.

Вторая строфа показывает, что природа, сквозь сон улыбающаяся весне, сравнивается с психологическим состоянием лирического героя: «Душа, душа, спала и ты…». В центре этой строфы образ, который можно одновременно отнести к описанию и человека, и природы: «Блестят и тают глыбы снега, // Блестит лазурь, играет кровь…». Если этот образ отнести к описанию природы, то в нашем воображении встаёт картина бурного таяния снегов, которое тоже способствует пробуждению природы от зимнего сна. Но, если это описание соотнести с душой, к которой обращается поэт в начале строфы, то мы понимаем, что он использовал метафору, рисующую состояние человека. Его можно определить с помощью другой метафоры, ассоциативно возникающей в памяти: «душа оттаяла». Правомерность таких представлений подтверждает вторая строка этой цитаты, где образы природы и души человеческой поставлены в один ряд: «блестит лазурь» (явно небесная), «играет кровь» (понятно, что у человека). Таким образом, смысловое поле расширяется. Вот эта слитность состояния природы и человека, создаваемая с помощью взаимодействия образных рядов, которые невозможно разделить, — особенность поэзии Тютчева. Эта особенность и помогает поэту в его стремлении «уловить душу природы, её язык» (В. Брюсов) и показать, что человек — «лишь грёза природы».

Надеюсь, вам понравился этот анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Ещё земли печален вид…»

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *